Проблема борьбы с агрессивностью (по Д. С. Лихачеву).





Напишите сочинение по приведенному ниже тексту. Объем не менее 150 слов.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Приведите не менее двух аргументов, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Исходный текст

Сейчас много говорят о «бездуховности» нашего общества. Поправлю: «бездуховность» охватила не только наше общество, она характерна для нынешнего времени в целом и для всего человечества. В той или иной мере, конечно. Я не берусь давать точные определения того, что такое «бездуховность». Это, во всяком случае, падение роли духовной культуры, отсутствие интереса к высшим ступеням культуры, отсутствие простого знания того, что такое культура, элементарной осведомленности.

Техника заполонила собой все и не оставила у человека времени и возможности посвящать себя истинной культуре. Но природа не терпит пустоты. Техника и весь комфорт, который с нею связан, может вытеснить духовную жизнь в человеческой деятельности, но не заменить ее. Заменила духовную жизнь внешняя цивилизация и многое с нею связанное. Это многое обладает одним свойством — страшной агрессивностью. Агрессивные формы культуры (если их можно только назвать культурой!) распространяются в наше время с быстротой эпидемии.

Лучшая форма борьбы с агрессивностью бездуховности — спокойно противопоставить ей духовность, культуру. Агрессивность происходит от потребности в деятельности. Это деятельность в чистом виде, без содержания. Жажда деятельности — естественное свойство человека. Ее нужно вооружить полноценным содержанием. Именно культура дает достойное, высокое содержание этой жажде активности. Благодаря культурным интересам стремление к активности приобретает полезные формы — полезные и для общества в целом, и для отдельной личности. Необходимо противопоставить агрессивности неагрессивную но своей природе культуру. Настоящая культура не нуждается для своего развития в насилии. Она сама в себе несет притягательность. Она никого не отталкивает, но всех приглашает. Поэтому-то культура вечна и дает выход жаждущему деятельности человеку.

Что такое культура, которую можно противопоставить агрессивной «массовой» полукультуре? Есть понятия, которые с трудом поддаются определению. Тем более неоднозначно такое явление, как культура. Культура труда, поведения, культура нации, народа, культура человека, человечества. Сколько различных оттенков в понимании культуры во всех этих словосочетаниях!

Возьмем только одно, необходимое нам в дальнейшем словосочетание — «классическая культура» или даже проще: «классика» — и остановимся на классических произведениях. Классические произведения — это те, что прошли испытание временем, те, что остались современны и для нас.

Классика — это то, что остается постоянным в мировой культурной традиции, продолжает участвовать в жизни культуры. А самое главное — она воспитывает, делает чище, содержательнее каждого человека, который к ней приобщается, причащается ей. В каком смысле «содержательнее»? Содержательнее культурным опытом. Классические произведения литературы позволяют прожить не одну жизнь. Классическая поэзия обогащает человека своим лирическим опытом, обладает врачующими свойствами.

Культурный человек — это не тот, кто много читал классических произведений, много слушал классическую музыку и т. д., а тот, который обогатился всем этим, которому открылась глубина мысли прошедших веков, душевная жизнь других, который многое понял и, следовательно, стал терпимее к чужому, стал это чужое понимать. Отсюда приобрел уважение к другим народам, к их культуре, верованиям.

Итак, люди, ставшие терпимее к чужому на основании знаний бессмертного в искусстве и в философии, умеющие открывать на основании своих знаний и культурного опыта новые ценности в прошлом и настоящем, — это и есть люди культуры, интеллигенты. Интеллигенты — это не просто люди, занятые умственным трудом, имеющие знания или даже просто высшее образование, а воспитанные на основе своих знаний классической культуры, исполненные духа терпимости к чужим ценностям, уважения к другим. Это люди мягкие и ответственные за свои поступки, что иногда принимается за нерешительность. Интеллигента можно узнать по отсутствию в нем агрессивности, подозрительности, комплекса собственной неполноценности, по мягкости поведения. Агрессивен только полуинтеллигент, теряющий себя в шаманизме «массовой культуры».

Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Сочинение

В своем тексте советский и российский филолог Дмитрий Сергеевич Лихачев предлагает нам задуматься над проблемой борьбы с агрессивностью.
Раскрывая проблему автор размышляет над тем, что агрессивность происходит из-за бессмысленной деятельности человека. А классическая культура дает то самое достойное, высокое содержание этой жажде активности. Также Лихачев пишет, что классическая поэзия воспитывает, делает чище, обогащает человека своим лирическим опытом.
Автор считает, что классическая культура помогает бороться с агрессивностью, учит челрвека мыслить и думать. Она открывает ему глубину мысли прошедших веков, пополняет его культурный опыт.
Я полностью соглвсен с мнением автора и тоже считаю, что противопоставить агрессивности можно духовностью, неагрессивную по своей природе культуру, которая сама по себе притягательна.
Для подтверждения своих слов обращусь к комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» . В призведении показаны два мира: мир поместных дворян-невежд, мир бескультурья и «злонравия», и дворян культурных, просвещённых, мир благонравия. Семья Простаковых не может понять духовно просвещенных Стародума, Правдина и Милона. Бескультурье, непросвещённость, грубость лексики, лень, склонность к пустым занятиям – таковы характерные черты представителей старого и молодого поколения Простаковых. На примере этой семьи читатель убеждается, что невежество и бескультурье способны прогрессировать от поколения к поколению. Фонвизин считает, что невежество, непросвещённость, неразвитость ума, невоспитанность и грубость чувств могут стать источниками погибели человеческой.
Эта же проблема раскрывается и в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Там он показал наивысшую степень внутреннего, так и внешнего бескультурья представителя господствующего класса. С исчезновением крестьян помещик «оброс волосами, ногти у него стали, как железные». Он начал ходить на четвереньках, «утратил даже способность произносить членораздельно звуки». Так автор показывает, что разрыв связей с обществом, отказ от культурной жизни приводит к плачебным последствиям: деградации личности и равнодушию ко всему живому.
Таким образом можно сделать вывод, что развитие культуры очень важно, необходимо прививать любовь к классике, воспитывать в обществе терпимость и уввжение к другим народам и культуре.