Должен ли человек сам выбирать своё будущее? (По И. Грековой)





Исходный текст

(1)Моими соседями в купе были мужчина и паренёк лет девяти-десяти.
(2)Мальчик достал книгу и при свете электрического корытца
погрузился в чтение. (3)Мужчина спросил его:
— (4)Донат! (5)Что читаешь?
(6)Мальчик послушно ответил:
— (7)Артур Конан Дойль, «Долина ужаса».
— (8)Не «Конан Дойль», а «Конан Дойл». (9)Повтори, пожалуйста,
имя автора.
— (10)Артур Конан Дойл, — с покорностью повторил мальчик.
— (11)Не понимаю, откуда у тебя это мягкое «эль» на конце?
— (12)Так ребята говорят...
— (13)Не надо подражать «ребятам». (14)Мы должны быть
не хуже их, а лучше. (15)Не ниже их по развитию, а выше.
(16)Понял?
— (17)Понял, — чуть слышно отозвался Донат.
— (18)Не слышу. (19)Громче.
— (20)Понял, — почти крикнул мальчик.
— (21)Так ты весь вагон разбудишь. (22)Повтори ещё раз, умеренным
голосом: «(23)Понял тебя, папа».
— (24)Понял тебя, папа, — чуть помедлив, повторил мальчик.
(25)Еле заметное раздражение скрипнуло в его голосе.
— (26)Учись себя контролировать, — резюмировал отец.
(27)Когда отец вышел умыться на ночь, Донат достал ручку
и лист бумаги и стал писать. (28)С верхней полки мне было хорошо
видно: аккуратным, красивым почерком он выводил, строка
за строкой, одни и те же слова: «(29)Долина ужаса. (30)Долина
ужаса. (31)Долина ужаса...» (32)Вдруг, услышав шум в коридоре,
мальчик схватил лист и, скомкав, сунул его в карман и нырнул
с головой под одеяло...
(33)Утром Доната в купе не было, отец сидел на месте.
(34)В коридоре стояла очередь к единственному туалету — там
увидела Доната.
— (35)Кто последний? — спросила я. (36)Донат ответил:
— (37)Я!
(38)Я встала к окну. (39)Рядом стоял мальчик, мне страх
как хотелось с ним поговорить, понять, зачем он упорно писал
«Долина ужаса». (40)Но между нами был забор, ограда, нет — целая
полоса отчуждения... (41)Бежевые глаза Доната, сбоку почти
янтарные, прилежно отслеживали бегущие за окном предметы;
светлые ресницы на бледной, почти бесцветной щеке казались
нематериальными.
(42)Вдруг я спросила:
— (43)Знаешь, что такое электроэнцефалограмма?
(44)Он отрицательно покачал головой, но в глазах мелькнула
искра заинтересованности. (45)И я рассказала о своей работе.
(46)Он слушал — сперва недоверчиво, насторожённо, но постепенно
появлялся интерес.
— (47)Здорово про эти ваши биотоки, — сказал он. —
(48)Записал на какую-то кривулю — и всё ясно. (49)Только не
верится: наложил электроды, а другие угадали, что я чувствую?
— (50)В какой-то мере.
— (51)Даже если... если я изо всех сил скрываю?
(52)Он поднял глаза, и вдруг на мгновение в них сверкнула такая
неистовая ненависть, что я отшатнулась. (53)Миг — и вспышка
погасла.
— (54)Тебе надо самому посмотреть опыт! (55)Приходи ко мне
в лабораторию. (56)Вдруг это — твоё будущее! (57)Вот мой телефон
— позвони накануне.
(58)Адрес и телефон я записала на листке из блокнота участника
конференции, с которой возвращалась. (59)Он взял. (60)Потом
тяжело вздохнул.
— (61)Моё будущее? — переспросил он. — (62)Это от меня не
зависит.
— (63)От кого же?
— (64)Всё решено. (65)Давно.
— (66)Как это? (67)Человек сам вправе распоряжаться своим
будущим. (68)Донат засмеялся. (69)Смеялся взрослый, разочарованный
человек. — (70)Вправе?.. (71)А вы знаете, что такое
«Долина ужаса»?
— (72)Приблизительно.
— (73)Вы этого не знаете и не узнаете никогда... (74)Смотрите:
туалет освободился. (75)Теперь я вам уступлю очередь. (76)Видите,
какой я воспитанный, — добавил он с горечью.
77)Когда я вышла, Доната и его отца в купе уже не было.
(78)Поезд прибывал в Москву, и пассажиры пробирались к выходу.
(79)Тут я заметила на своём чемодане листок бумаги. (80)Это
оказалась моя записка с адресом института и номером телефона...
(81)Может быть, ещё не всё пропало? (82)Может быть, мне
удастся отыскать в безднах Москвы мальчика со странным, редким
именем Донат? (83)Мальчика, который оказался лишён детства.
(84)И своего собственного, выбранного душой будущего.
(85)Непонятого и закрытого ребёнка. (86)Живущего в своей, никому
не ведомой «долине ужасов».

(По И. Грековой*)
* И. Грекова — литературный псевдоним; настоящее имя — Елена
Сергеевна Вентцель (1907–2002) — советский математик, автор учебников
по теории вероятностей и исследованию операций, русский прозаик,
доктор технических наук, профессор.

Сочинение

Должен ли человек сам выбирать своё будущее? Эта проблема
была актуальна во все времена, и именно её ставит автор текста,
математик, профессор и прозаик И. Грекова.
Рассуждая о проблеме самостоятельности и свободы выбора
человеком своего жизненного пути, автор повествует о мальчике
по имени Донат, который уверен, что его будущее «давно решено»
и от него «не зависит». Во-первых, в диалоге Доната и рассказчицы
мальчик говорит, что он «изо всех сил» скрывает свои
чувства, а это значит, что его собственные желания и мысли не
имеют никакого значения и даже осуждаются в его семье. Вовторых,
рассказчица с жалостью отзывается о Донате как о мальчике,
который «лишён детства и своего собственного, выбранного
душой будущего».
Таким образом, автор приходит к выводу о том, что «человек
сам вправе распоряжаться своим будущим».
Я согласен с автором текста, потому что тоже считаю, что каждый
волен сам выбирать свой жизненный путь и идти к своей
мечте.
Многие писатели поднимали вопрос о самостоятельности выбора
своего будущего ребёнком в своих произведениях. Например,
Д. Фонвизин в своём произведении «Недоросль» описывал подростка,
чью жизнь заранее предопределили его родители. Ребёнку
не давали возможности по-настоящему проявить себя и свою самостоятельность.
Это привело к тому, что любимое дитя стало
несамостоятельным и не приспособленным к жизни «недорослью».
Всё это доказывает, что лишение человека ответственности за свою
жизнь может привести к тому, что он так никогда и не станет
взрослой и зрелой личностью.
Такую же проблему рассматривал и И. Гончаров в романе
«Обломов». Детство Илюши Обломова прошло в атмосфере неторопливости,
сна и чрезмерного спокойствия, и привыкший к такой
жизни главный герой из поначалу активного и деятельного
мальчика в результате превратился в безынициативного и ленивого
человека, предпочитающего проводить своё время дома,
лежа на диване. Это лишний раз говорит о том, что подавление
проявления у ребёнка своего «я» может привести к тому, что он
примет поставленные перед ним условия и станет несчастным
человеком.
Таким образом, каждый человек должен сам выбирать своё
будущее и строить свою жизнь в том ключе, который ему нравится,
ведь только так он сможет заниматься любимым делом
и получать удовольствие от жизни. А получение удовольствия от
жизни — неотъемлемая составляющая счастья.