Архив заданий ЕГЭ по русскому языку | Задание 26





«В человеческих характерах Д.Н. Мамин-Сибиряк в первую очередь подмечает то, что роднит простого человека, труженика, с природой. Близость к природе определяет поведение и Николая Матвеича. Рассказывая о нём, писатель использует такие тропы, как
(А)_________________________ («чувство природы» в предложении 4) и
(Б)_______________________(«как своих воспитанников» в предложении 12). Описать
особенности свойственного персонажу восприятия природы автору помогает ещё один
троп — (В)_______________________(«неиссякаемой красотой» в предложении 29, «в
красиво-торжественном покое* в предложении 36, «сладостное умиление» в предложении 38). Синтаксическое средство — (Г)_________________________(в предложе-
ниях 30, 34,35) — помогает читателю увидеть природу глазами Николая Матвеича*.

Список терминов:
1) сравнение
2) антонимы
3) фразеологизм
4) метафора
5) ряд однородных членов
6) восклицательные предложения
7) синтаксический параллелизм
8) диалог
9) эпитет

(1)Домой я приезжал только летом, на каникулы, и почти всё время проводил в горах. (2)Теперь мы с Костей уже без руководительства Николая Матвеича бродили по горам и отлично знали все горные тропы. (3)Но всё-таки по старой привычке мы любили поохотиться со стариком, который в лесу был совсем другим человеком, вернее сказать, самим собой он делался только в лесу.
(4)Самое главное, что привлекало нас в нём, было необыкновенно развитое чувство природы. (5)Такое чувство есть, и, к сожалению, им владеют очень немногие. (б)Николай Матвеич и по лесу ходил не так, как другие. (7)Сейчас он идёт рядом с вами, вы слышите его шаги, а потом точно сквозь землю провалится. (8)Это была привычка «скрадывать», то есть идти на всякий случай под прикрытием.
(9)По дороге старик всегда приводил в порядок буйную горную растительность: тут суха-рина (сухое дерево) пала и придавила молодую поросль, там снегом искривило, там скотина подломала. (Ю)Надо помочь молодым расти, а то зря погибнут. (11)У старика были тысячи знакомых молодых деревьев, которым он спас тем или другим образом жизнь. (12)Он заходил навестить их, как своих воспитанников, и торжествующе любовался.
— (13)Ведь погибла бы, — говорил он, указывая на какую-нибудь молоденькую рябинку.
— (14)Снег выпал ранний, мокрый, ну и пригнул её головой до самой земли, а я стряхнул снег
— вот она и красуется.
(15)Больше всего старика волновали хищнические порубки на его любимой Осиновой горе, которые делались приисковыми рабочими с безжалостностью к дереву. (16)Николай Матвеич в немом отчаянии смотрел на свежие пни, валявшиеся вершины и думал вслух:
— Дерева-то не сумели по-настоящему выбрать и срубили его не по-настоящему... (17)Выхватил одну серёдку, а остальное будет зря гнить в лесу да другим мешать. (18)Хоть бы хворост да щепы в кучу собрали, а то хламят лес. (19)Ежели бы дерево умело говорить, когда его рубят, что бы тогда было? (20)Ведь оно не мёртвое, а живое...
(21)Бщё больше внимания оказывал Николай Матвеич всякой лесной живности, которая у него была на счету. (22)Он наперечёт знал на своей Осиновой все гнёзда тетеревов, глухарей и рябчиков, тетеревиные и глухариные тока, все привычки и повадку каждой птицы.
— (23)3ря бьют птицу, — возмущался он, — выбивают птиц до Петрова дня, цыплята остаются маленькими, ну, ястреба да лисы их и переедят. (24)Убей птицу — всё гнездо пропало.
(25)Божья птичка, у неё на всё свой порядок. (26)Как она весной-то радуется, как гнёздышко вьёт, как деток вываживает — одна красота!.. (27)Только вот не скажет, что и она жить хочет. (28)Не троньте, мол, меня, не губите напрасно...
(29)Жизнь природы в совокупности всех её проявлений в глазах Николая Матвеича была проникнута неиссякаемой красотой. (30)И любой камень, и каждая травка, и маленький горный ключик, и каждое дерево — всё красиво по-своему. (31)Какими красивыми лишайниками точно обтянуты камни в горах! (32)А мхи, папоротники, цветы — что может быть красивее? (ЗЗ)Перемены погоды по временам года нехороши только в селении, а в лесу всё и хорошо, и красиво, и полезно. (34)И дождь, и снег, и солнце, и ветер, и холод — всё выполняет свою указанную работу. (Зб)Осенние ночи и осенние ливни нехороши только в селениях, а в лесу и в них есть своя прелесть и своя глубокая поэзия.
(36)Но больше всего Николай Матвеич любил суровую северную зиму, когда вся природа засыпала в красиво-торжественном покое. (37)Кажется, всё замерло, погибло, исчезло, а между тем где-то там, под саженным слоем снега, таится и теплится жизнь, которая проснётся с первым весенним лучом солнца.
(38)Горная текучая вода, разносившая кругом жизнь и движение, приводила Николая Матвеича в какое-то сладостное умиление.
— (39) Это уже вековечная работница, — объяснил он. — (40)Она и палый осенний лист стащит, и корешки у травки обмоет, и песок снесёт вниз, и зёрнышки рассадит... (41)Ведь и травка ходит: то вода снесёт, то ветром перекинет зёрнышко.
(42)Сидя по вечерам у огонька, о чём мы только не переговорили. (43)Николай Матвеич рассказывал мастерски, как никто, и всё, что он ни говорил, было передумано и перечувствовано. (44)Каждое слово являлось полновесным зерном, как у всех серьёзных и вдумчивых людей, которые умеют найти глубокий смысл в самом обыденном явлении и открыть его там, где другие ничего не видят. (45)Это особый дар, дар избранников...

(По Д.Н. Мамину Сибиряку*)
* Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия Мамин) (1852-1912) — русский писатель-прозаик и драматург.


Нажмите чтобы посмотреть ответ

Ответ: 4195
  • Другие задания

  • 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    Даже при неполном отражении свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до ЦЕЛОСТНОГО образа предмета.
    Косые мышцы живота отвечают за поворот торса вокруг своей оси, а также помо... Читать далее
  • 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпи шите это слово, вставив пропущенную букву.

    иллюз..онист
    инт..рьер
    отр..слевой
    пл..вчиха
    совп..дение... Читать далее
  • 6. В одном из приведённых ниже выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    НАКЛЕЙ на тетрадь
    УМОЛК ненадолго
    КРЕМЫ мягкой текстуры
    ДЕВЯТИСТАМИ кнопками
    громко КУДАХЧЕТ... Читать далее