Архив заданий ЕГЭ по русскому языку | Задание 26





«В рассказе В.М. Шукшина комическое соединяется с драматическим, обыденное — с героическим, лирическое — с философским. Всё это проявляется в образе героя рассказа Пашки Колокольникова, созданном автором при помощи разнообразных средств выразительности, среди которых такая форма речи, как (А)___________________________
(предложения 56—81), лексическое средство — (Б)________________________________
(«умаялся» в предложении 3, «перед людями» в предложении 68), тропы: (В)___________________________(«человеческий механизм сработал точно» в предложении 37) и (Г)_______________(в предложении 69)».

Список терминов:
1) сравнение 6) эпитет
2) антонимы 7) ирония
3) фразеологизм 8) диалог
4) метафора 9) просторечная лексика
5) монолог

(1)День был тусклый, тёплый. (2)Дороги раскисли после дождя, колёса то и дело буксовали. (З)Пашка, пока доехал до хранилища, порядком умаялся.
(4)Бензохранилище — целый городок, строгий, стройный, однообразный, даже красивый в своём однообразии. (5)На площади гектара в два аккуратными рядами стоят огромные серебристо-белые цистерны — цилиндрические, квадратные.
(6) Пашка подъехал к конторе, поставил машину рядом с другими и пошёл оформлять документы.
(7) И тут — никто потом не мог сказать, как это случилось, почему, — низенькую контору озарил вдруг яркий свет. (8)В конторе было человек шесть шофёров, две девушки за столами и мужчина в очках (тоже сидел за столом). (9)Он и оформлял бумаги.
(Ю)Свет вспыхнул сразу. (11)Все на мгновение ошалели. (12)Стало тихо. (13)Потом тишину эту, как бичом, хлестнул чей-то вскрик на улице:
— Пожар!
(14)Горели бочки на одной из машин. (15)Горели как-то зловеще, бесшумно, ярко.
(16) Люди бежали от машин.
(17) Пашка тоже побежал вместе со всеми. (18)Только один человек (тот, который оформлял бумаги), отбежав немного, остановился.
— (19)Давайте брезент! — заорал он. — (20) Куда вы?! (21)Успеем же!.. (22)Э-э! (23)Несколько человек остановились. (24)Остановился и Пашка.
— (25)Сча-ас... (26) Ох и будет! — послышался сзади чей-то голос.
— (27)Добра пропадёт сколько! — ответил другой.
(28)Все ждали.
— (29) Давайте брезент! — непонятно кому кричал мужчина, но сам не двигался с места.
— (ЗО)Уходи! — опять крикнули ему. — (31)Что тут брезентом сделаешь? (32)*Бре-
зент»...
(ЗЗ)Пашку точно кто толкнул сзади. (34)Он побежал к горящей машине. (35)Ни о чём не думал. (Зб)Видел, как впереди, над машиной, огромным винтом свивается белое пламя.
(37)Не помнил Пашка, как добежал он до машины, как включил зажигание, даванул стартёр, «воткнул» скорость — человеческий механизм сработал точно. (38)Машина рванулась и, набирая скорость, понеслась прочь от цистерн с горючим.
(39)Река была в полукилометре от хранилища! (40)Пашка правил к реке. (41)Машина летела по дороге, ревела... (42)Горящие бочки грохотали в кузове.
(43)Пашка закусил до крови губу, почти лёг на штурвал...
...(44)В палате, куда попал Пашка, лежало ещё человек семь.
(45)Около него сидел тот самый человек с нефтебазы, который предлагал брезентом погасить пламя.
— (46)Ну, привет тебе от наших ребят?— (47)Хотели прийти сюда — не пускают. (48)Из газеты приходили, расспрашивали про тебя... (49)А мы и знать не знаем, кто ты такой.
(50)Сказали, что придут сюда.
(51) Он пожал Пашке руку, сказал всем «до свидания» и ушёл.
(52) Тут в палату вошли старичок доктор с сёстрами и с ними молодая изящная женщина.
(53) Доктор подвёл девушку к Пашке.
— (54)Вот ваш герой. (55)Прошу любить.
— (56)Вы будете товарищ Колокольников?
— (57)Я, — ответил Пашка и попытался привстать.
— (58)Я из городской молодёжной газеты. (59)Хочу поговорить с вами. (60)Для начала... такие... формальные вопросы: откуда родом, сколько лет, где учились...
—(61)Я волнуюсь, — сказал Пашка (ему не хотелось говорить, что он окончил только пять классов). — (62)Мне трудно говорить.
— (63)Вот уж никогда бы не думала! — воскликнула девушка. — (64)Неужели вести горящую машину легче?
—(65)Видите ли... — опять напыщенно заговорил Пашка, потом вдруг поманил к себе девушку и негромко, так, чтобы другие не слышали, доверчиво спросил:
— Вообще-то, в чём дело? (66)Вы только это не пишите. (67)Я что, на самом деле подвиг совершил? (68)Я боюсь, вы напишете, а мне стыдно будет перед людями. (69)«Вон, — скажут, — герой пошёл!» (70)Народ же знаете какой... (71)Или — ничего, можно?
— (72)Нет, это ничего, можно. (73)Что вас заставило броситься к горящей машине?
(74)Пашка мучительно задумался.
— (75)Не знаю, — сказал он. (76)И виновато посмотрел на девушку. — (77)Вы сами напишите что-нибудь, вы же умеете. (78)Что-нибудь такое...
— (79)Вы, очевидно, подумали, что если бочки взорвутся, то пожар распространится дальше — на цистерны. (80) Да?
— (81)Конечно!
(82)Девушка записала.
— (83)Ещё два вопроса... (84)Вас зовут Павлом?
— (85)Колокольыиков Павел Егорыч.
— (86)До свиданья. (87)Поправляйтесь. (88)До свиданья, товарищи!
(89)Пашка опять крепко зажмурился, но не спалось.
— (90)А вы чего не спите? — спросил он пожилого больного.
— (91)Так... не хочется.
(92)Помолчали.
— (93)Вот вы принадлежите к интеллигенции, — заговорил Пашка.
— (94)Ну, допустим.
— (95)Книжек, наверно, много прочитали. (96)Скажите: есть на свете счастливые люди?
— (97)Есть. (98)Вот хочешь, я прочитаю тебе... «(99)С утра мы пошли с пацанами в лес. (100)В лесу было хорошо. (101)А потом мы хохотали, как Серёга Зиновьев из второго «А» петухом пел. (102)Потом мы пошли домой. (ЮЗ)Мне мама маленько всыпала, чтобы я не шлялся по лесам и не рвал последние штаны. (104)А потом мы ели лапшу. (105)Папка спросил меня: «Хорошо было в лесу?» (106)Я сказал: «Ох, и хорошо!» (107)Папка засмеялся. (108)Вот и всё. (109)Болыпе я не знаю, чего».
— (110)А для чего это вы? — спросил Пашка.
— (111)Это писал счастливый человек.
— (112)Так какое же тут счастье-то? — изумился Пашка.
— (ИЗ)Самое обыкновенное: человек каждый день открывает для себя мир. (114)Он умеет смеяться, плакать. (115)И прощать умеет. (116)И делает это от души. (117)Это — счастье.
— (118)Так он же маленький ещё!
— (119)Ну, найдётся кто-нибудь и большого его научит таким же быть.
— (120)Каким?
— (121)Добрым. (122)Простым. (123)Честным. (124)Счастливых много... (125)Ты тоже счастливый, только... учиться тебе надо.
— (126)Когда же мне учиться-то? (127)Я же работаю.
— (128)Вот поэтому и надо учиться.
(129)Пашка стал смотреть в потолок. (130)На душе у него было легко.
— (131)3начит, будем жить, — сказал он, отвечая своим мыслям.
(132)А за окнами больницы — большой ясный день. (133)Большая милая жизнь...

(По В.М. Шукшину*)
★Василий Макарович Шукшин (1929-1974) — советский кинорежиссёр, актёр, сценарист и писатель.


Нажмите чтобы посмотреть ответ

Ответ: 8947
  • Другие задания

  • 16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    В Мещёрском крае можно увидеть лесные озёра и (1) покрытые ольхой и осиной (2) избы лесников (3) обугленные от старости (4) а ещё болота с тёмной водой.... Читать далее
  • 25. Среди предложений 25-31 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с по мощью притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


    (25)Учитель прочёл нам отрывок из произведения, положил книгу на стол и принялся расхаживать перед нами, ладно скроенный, крепко сшитый, совершенно от нас, от нашего разгильдяйства и шалопайства не зависящий, сам по себе. (26... Читать далее
  • 23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

    1) Предложение 9 содержит повествование.
    2) Предложения 13-18 содержат ответ на вопрос, сформулированный в предложении 12.
    3) Предложения 28-31 содержат рассуждение.
    4) Предложения 58 и 59-60 противопоставлены по содержанию.
    5) В предложениях 76-80 представлено повествование.

    (1)В дверь постучали. (2)Бабушка кин... Читать далее