Архив заданий ЕГЭ по русскому языку | Задание 26
izilearn.ru


«Рассуждая о процессах, происходящих в языке и в обществе, Е.Г. Водолазкин использует приём — (А) _______________ (в предложении 34) и синтаксические средства:
(В)_________(в предложениях 3, 11) и (В)______________(в предложениях 1, 23, 27).
Авторское отношение к существующему в обществе положению обнаруживает использование разнообразных средств выразительности, в том числе такого тропа, как (Г) ____________________(в предложении 33)».
Список терминов:
1) сравнение
2) эпитет
3) фразеологизм
4) ирония
5) ряд однородных членов
6) вводные конструкции
7) анафора
8) диалог
9) цитирование

(1)Слово как человек: оно имеет свою историю и не всегда было таким, каким мы его знаем сейчас. (2)Слово «успех» в древности имело три основных значения. (З)Первым, и, безусловно, самым важным, было значение «польза», причём часто имелась в виду польза духовная. (4)Добрые дела творились «на успех людям». (5)Вторым значением было «движение вперёд, продвижение», например по службе. (б)Наконец, третье значение слова «успех» передавалось современным (и родственным «успеху») словом «поспешность». (7)Так, выражение «встать с успехом» обозначало не удачное, а поспешное вставание.
(8)Словари современного языка в слове «успех» выделяют по преимуществу два значения. (9)Первое определяется как «положительный результат, удачное завершение», второе — как «общественное признание». (10)Ни то ни другое значение не связано с пользой. (11)«Положительный результат» может быть достигнут и в совсем, так сказать, неположительном деле, так что с точки зрения пользы этот результат окажется самым что ни на есть отрицательным. (12)Что до «общественного признания», то в нынешних условиях оно нередко достаётся тем лицам, чьё исчезновение с экрана телевизора как раз и принесло бы несомненную общественную пользу. (13)Иногда я представляю себе вереницу наших новых «успешных» людей, выводимую из информационного поля небезызвестным человеком с флейтой...
(14)Два других древнерусских значения стоят ближе к современным толкованиям этого слова. (15)Особенно это касается «поспешности», которая нередко связана с достижением успеха в его нынешнем понимании. (16)Используя однокоренное слово, можно сформулировать это так, что успех сопровождает того, кто успел. (17)Какая уж тут духовная польза...
(18)Почему главное средневековое значение слова «успех» не сохранилось? (19)Я думаю, ответ нужно искать не в сфере языка. (20)Просто нравственная проблематика перестала быть в обществе центральной. (21)Развитие человечества в Новое время — и это имело свой исторический смысл — было связано с углублением личностного начала. (22)Всякое развитие, однако, имеет две фазы: созидательную и разрушительную. (23)Созидание персонального в человеке сделало личность тоньше, открыло новые горизонты для движения. (24)Достижение этих горизонтов и движение за них начало личность разрушать. (25)Этому человеку было предоставлено заманчивое право переходить улицу на красный свет, и гуманизм превратился в свою противоположность.
(26)Одной из составляющих процесса индивидуализации стал культ успеха. (27)Человечество разделилось на две неравноценные категории: людей успешных и успеха не достигших. (28)Никогда ещё граница между ними не была столь резкой, как сейчас. (29)По-современному понятый успех подразумевает наличие у немногих того, чего нет у большинства: если бы виллы, яхты и лимузины были доступны каждому, они, безусловно, перестали бы связываться с успехом. (ЗО)При этом общество строится так, что никто не должен выпадать из системы, питая надежду на перемены к лучшему. (31)«Вы этого достойны», — подбадривает реклама.
(32)Люди, которые не достигли «успеха», нужны, и о них заботятся, потому что неудач-ливость неудачливых обеспечивает успех успешных. (ЗЗ)Потому что неохваченные могут сбежать и примкнуть, чего доброго, к системе ценностей, основанной на идеях нравственности и пользы. (34)А этих ценностей на всех хватит, в то время как пряников, по словам незабвенного Булата Шалвовича Окуджавы, конечно же, «всегда не хватает на всех».

(По Е.Г. Водолазкину*)
★Евгений Германович. Водолазкин (род. в 1964 г.) — российский писатель и литературовед, доктор филологических наук.


Нажмите чтобы посмотреть ответ

Ответ: 9654


  • Другие задания

  • 15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

    1) От соотношения размеров и формы колокола зависели чистота и сила звука.
    2) Колокольный звон ведёт за собой и незаметно оказываешься у самой большой и красивой звонницы.
    3) Созревший лён дёргали теребили сушили и обмолачивали вальками.
    4) Нас манили дивные города ... Читать далее
  • 12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

    Свежая степная зелень, длинные холмы, овраги с приземистыми дубами, берёзы — вся эта давно им (НЕ)ВИДАННАЯ русская картина навевала на душу сладкие чувства.
    То были раздольные луга, со множеством (НЕ)БОЛЬШИХ лужаек, озёрец, заросших ивняком и лозами, русским людом любимые места, подобные тем, ... Читать далее
  • 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

    В самом деле, если бы КТО(ЛИБО) из живущих на Земле был способен читать или передавать мысли и образы, предсказывать будущее или (НА)ПРЯМУЮ, без приёмника, улавливать и расшифровывать радиосигналы, он с полным правом мог бы называть себя экстрасенсом. Спустившись (В)НИЗ, в метро, в ... Читать далее


  • • Архив готовых сочинений ЕГЭ по русскому языку

    • Архив заданий ЕГЭ по русскому языку

    • Архив итоговых сочинений