Проблема самопожертвования. Что значит настоящее самопожертвование? | Архив материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку





Позиция.
Порой самопожертвование является всего лишь попыткой сделать человека своим рабом. В таком случае в основе «самопожертвования» лежит эгоизм, а не любовь.

Повесть А.Г.Алексина «Дневник жениха» и рассказ М.Горького «Старуха Изергиль».
Героиня этого рассказа, тётя Зина, приносит себя в жертву, отказывается от личного счастья, воспитывая сначала дочь своей младшей сестры, а потом и своего племянника Митю. Так выглядит ситуация на первый взгляд. Однако потом мы узнаём, что не было никакой необходимости заменять матерей, что фактически тётя Зина вопреки воле сестры и её дочери брала под свою опеку детей, убеждая, что на крайнем севере, куда уезжали женщины со своими новыми мужьями, детям будет плохо жить. Читая повесть А.Г.Алексина, мы понимаем, что тётя Зина «приносила себя в жертву» не из любви, не из подлинного желания помочь, а всего лишь из эгоизма, из страха оказаться одной. «Жертвенность» тёти Зины приносит Мите, её племяннику, много страданий, и в конце повести он делает очень важный вывод: «Жертвовать - не значит порабощать». Настоящим самопожертвованием является только такой поступок, который продиктован не эгоизмом и желанием выглядеть в чужих глазах героем, а подлинной любовью к людям. О таком самопожертвовании рассказал в своём рассказе «Старуха Изергиль» М.Горький. Данко, герой этого произведения, вырвал из своей груди сердце, чтобы осветить людям дорогу. Никакой награды Данко не требовал, потому что его поступок был продиктован горячей любовью к людям, великим желанием спасти их.