Сочинение ЕГЭ. Тексты о нравственных, философских или других категориях.
Тексты, которые предлагаются на экзамене по русскому языку,
в основном делятся на несколько видов. Перечислим самые
популярные.
1. Тексты, в которых в публицистической, научно-популярной
форме рассказывается о каких-то нравственных, философских
или других категориях.
В таких текстах, как правило, даются определения этих понятий,
раскрывается их суть, авторами приводятся примеры, на
которых эти понятия раскрываются. В таких текстах выявить проблему
достаточно просто. Иногда она лежит просто на поверхности
— в первых предложениях.
В этом случае вы просто в виде назывного или вопросительного
предложения формулируете проблему. Но не надо забывать о следующем:
когда вы формулируете проблему, обязательно проверьте,
действительно ли она существует в данном тексте, или о ней
упомянул автор вскользь, поверхностно? Для этого вашу проблему
перефразируйте в вопросительное предложение и найдите в тексте
ответ на него. В текстах первого типа это, как правило, делается
легко. Нашли? Это и будет авторская позиция по проблеме. Если
же вы не смогли этого сделать, то попробуйте проблему переформулировать
или просто поменять.
Если вы не можете найти ответ — авторскую позицию на вопрос-проблему
в тексте, скорее всего, вашей проблемы в нём нет
или она поверхностная. В таком случае замените проблему.
Например:
Какие поступки мы считаем героическими? Можно ли отделить
подлинно героическое от лжегероизма? Кто в общественном
и индивидуальном сознании предстаёт как герой — творец подвига?
Об этом давно задумываются люди. Давно задают вопросы
и пытаются на них отвечать. Для каждой эпохи эти ответы были
своими, соответствующими мировоззрению, которое в ту пору
господствовало. Ведь люди привязаны к галере своего времени.
Взгляды на мир, общество, мышление и, естественно, на человеческие
поступки отражают доминирующие в обществе социальные
и моральные установки и характер отношения ко злу, добру, справедливости,
благородству, мужеству.
У древних греков, например, героем считался тот, кто обладал
огромной физической силой, благородством и был способен
одерживать верх в сражениях, битвах, войнах. А вот средневековое
общество поэтизировало представителей военного сословия —
рыцарей, состоявших на службе у феодалов. Для защиты владений,
споров с соседями, удержания в повиновении нужна была
военная сила. Значительно позднее Ф. Ницше утверждал, что
героем может быть тот, кто ближе к идеалу «сверхчеловека» —
человеческому уникуму, способному властвовать над «рабской
моралью», «предрассудками», «дряблыми идеалами». «Слабые
и неудачные, — писал Ницше, — должны погибнуть. Такова альфа
нашего человеколюбия». Герой для Ницше — это «полубог,
полузверь, получеловек с крыльями ангела, злое демоническое
существо».
Каковы же сегодня критерии героического? Некоторое время
назад на Западе был широко разрекламирован безрассудно смелый
поступок двух молодых парашютистов-американцев, напоминающий
игру в кошки-мышки со смертью. Один из молодых
парней выпрыгнул из люка самолёта без парашюта, а через точно
рассчитанное время — другой, с двумя парашютами. В воздухе
второй парашютист «догнал» первого, передал ему парашют,
который тот пристегнул во время продолжающегося падения.
В итоге оба благополучно приземлились. Исключительный случай?
Да. Необычный поступок? Конечно. Но во имя чего был
нужен этот бессмысленный риск? Отдавая должное личной смелости
парашютистов, следует сказать, что их поступок нельзя
назвать героическим. Действия, не несущие прогрессивной социальной
нагрузки, даже будучи совершёнными в экстремальной
ситуации, отношения к героическому не имеют. В противном случае
пришлось бы считать (что нередко и делается), что героями
могут быть дерзкие преступники, авантюристы, грабители и т. д.
«Голая» исключительность не может являться критерием принадлежности
поступка, действия, явления к героическому свершению.
Герой — не сверхъестественный феномен, а обыкновенная
личность, которая исключительна лишь в одном: она способна
к совершению в нужный момент такого поступка, который жизненно
необходим людям.
(По Д.А. Волкогонову)