Сочинение ЕГЭ. Тексты в которых выражается отношение к чему-либо
3. Тексты, в которых выражается отношение к чему-либо:
к природе, к музыке, к любви и т.д.
Например:
Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? Кто портит
телефоны-автоматы? Кто разрушает автобусные остановки просто
так, с тоски и от буйства сил? Кто стонет и визжит во время
сеанса в кинотеатре, выражая своё эстетическое чувство? Кто врубает
на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей? Кто...
Но пакостников по сравнению с порядочными людьми всё же не
так много. Откуда же такое чувство, что мы порой опутаны ими? Не
оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки? Владимир
Даль, опять же он, батюшка, давно и во все времена дающий нам
точные ответы, называет пакость скверной, мерзостью, гадостью,
злоумышлением, да еще дьявольским, и советует: «Всякую пакость
к себе примени... На пакость всякого станет...»
Пакость чаще всего творится скрытно. Если бы её «засветили»,
если бы видно сделалось, она, быть может, и прекратилась, ибо
пакость, хотя и не всегда любит и часто не приемлет зрителя, всё
же иногда и при зрителе происходит и для него делается. Если бы
пакостить негде было, не рыхлилась бы для неё почва, нечем бы
стало ей прикрываться, пришлось бы нам кончать с очень многими
дурными наклонностями.
Пакость многообразна, границы её бывают размыты житейским
морем или сомкнуты с некими нагромождениями, разломами. Пакость
может быть незаметной, но безвредной никогда не была и не
будет.
Ох, сколько мы слов извели, сколько негодования высказали,
сердце изорвали, нервы извели, вывесок больше всех грамотных
народов написали, и все с приставкой «не»: «не курить!», «не бросать»,
«не переходить», «не шуметь», «не распивать». И что же,
пакостник унялся? Притормозил? Засовестился? Тут лишь одно
средство возможно, оно, это верное средство, мудрым батюшкой
Крыловым подсказано более ста лет назад: «Власть употребить!»
И силу, добавлю я, всеобщую, народную!
(В.П. Астафьев)
В тексте, подобном этому, очень хорошо видна авторская позиция,
она прямо или опосредованно выражается автором текста.
В этом случае, конечно же, не надо именно его мнение формулировать
в качестве проблемы, надо посмотреть чуть шире. А как, например,
к этому явлению, сфере нашей жизни нужно относиться,
может ли она (эта сфера или эта область жизни, искусства) влиять
на нас, какое именно влияние это на нас оказывает? Важно ли
это в нашей жизни? Нужно ли развивать, например, это чувство
в людях (ребёнке)? Или с этим нужно бороться? И так далее.
В любом случае, прежде чем формулировать проблему, нужно
сначала внимательно перечитать текст (именно перечитать, так
как вы с ним уже знакомы, выполняя предыдущие задания).
Во время чтения старайтесь подчёркивать ключевые слова,
словосочетания, предложения (пусть их будет несколько), которые
вам кажутся наиболее общими в рассуждениях и в которых
автор делает какие-то выводы по тексту.
Именно вдумчивое чтение текста, выделение ключевых слов,
предложений и поможет сформулировать проблему. И не забывайте
об авторской позиции. Найдите её в тексте. Это мнение автора,
его ответ на вопрос-проблему. Если же не получается это сделать,
то постарайтесь сформулировать авторскую позицию: самостоятельно
подумайте, как автор относится к поднятой проблеме.