Проблема роли книги в формировании человека (из материалов И.А.Бродского) | Архив материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку





Позиция.
Книга развивает в человеке самые лучшие качества: человеколюбие, доброту, честность, совестливость и пр. Человек, любящий книги, никогда не совершит преступление, никогда не будет служить злу.

Нобелевская лекция И.А.Бродского.
В своей нобелевской речи И.А.Бродский говорит о том огромном влиянии, которое литература оказывает на человека. Он говорит о том, что библиотека могла бы заменить государство, что у «властителя наших судеб» следовало бы спрашивать не о политических программах, а «о том, как он относится к Стендалю, Диккенсу, Достоевскому». И.А.Бродский полагает, что «для человека, начитавшегося Диккенса, выстрелить в себе подобного во имя какой бы то ни было идеи затруднительнее, чем для человека, Диккенса не читавшего» (речь идёт о настоящем чтении). Подчёркивая важную роль литературы, И.А.Бродский утверждает, что «среди преступлений … наиболее тяжкими являются не цензурные ограничения и т. п., не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое - пренебрежение книгами, их не-чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью: если же преступление это совершает нация, она платит за это своей историей».