Проблема гуманного отношения к людям (по Б. Васильеву).
Напишите сочинение по приведенному ниже тексту. Объем не менее 150 слов.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Приведите не менее двух аргументов, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.
Исходный текст
Я уже смутно помню этого сутулого худощавого человека, всю жизнь представлявшегося мне стариком. Опираясь о большой зонт, он неутомимо от зари до зари шагал по обширнейшему участку. Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики, да у доктора Янсена на них и денег-то не было. А были неутомимые ноги, великое терпение и долг. Неоплатный долг интеллигента перед своим народом. И доктор бродил по доброй четверти губернского города Смоленска без выходных и без праздников, потому что болезни тоже не знали ни праздников, ни выходных, а доктор Янсен сражался за людские жизни. Зимой и летом, в слякоть и вьюгу, днём и ночью.
Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсе-на был выше, чем можно себе вообразить в наше время. Он обладал редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. И доктор Янсен не избежал этого. Человек, при жизни возведенный в ранг святого, уже не волен в своей смерти, если, конечно, этот ореол святости не создан искусственным освещением. Доктор Янсен был святым города Смоленска, а потому и обреченным на особую, мученическую смерть. Нет, не он искал героическую гибель, а героическая гибель искала его.
Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей.
В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. Над колодцами устанавливался ворот с бадьей, которой откачивали просочившиеся сточные воды. Процедура была длительной, рабочие в одну смену не управлялись, все замирало до утра, и тогда бадьей и воротом завладевали мы. Нет, не в одном катании — стремительном падении, стоя на бадье, и медленном подъеме из тьмы — таилась притягательная сила этого развлечения.
Провал в преисподнюю, где нельзя дышать, где воздух перенасыщен метаном, впрямую был связан с недавним прошлым наших отцов, с их риском, их разговорами, их воспоминаниями. Наши отцы прошли не только гражданскую, но и мировую, «германскую» войну, где применялись реальные отравляющие вещества.
И мы, сдерживая дыхание, с замирающим сердцем летели в смрадные дыры, как в газовую атаку.
Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. Но однажды решили прокатиться вдвоем, и веревка оборвалась. Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колодец, нашел уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. Спустился, понял, что еще раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку веревки и потерял сознание. Мальчики пришли в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось.
Так погиб последний святой города Смоленска, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков, и меня потрясла не только его смерть, но и его похороны. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора.
По Б. Васильеву
Сочинение
В своем тексте русский писатель Борис Львович Васильев предлагает нам задуматься над проблемой гуманного отношения к людям.
Раскрывая проблему, автор повествует о жизни доктора Янсена. Несмотря на время года, погоду, время суток, он всегда помогал больным людям. Его не интересовала выгода, им двигало лишь чувство долга перед своими пациентами. Также доктор, ни минуты не колебаясь, спас детей, свалившихся в колодец, ценой свой жизни.
Автор считает, что гуманному человеку свойственны такие качества, как доброта, отзывчивость, сострадание. Люди обладающие этими качествами, живут не для себя, а для других и тем самым заслуживают уважение со стороны других.
Я полностью согласен с автором в том, что гуманный, добрый человек ни при каких условиях не может оставаться в стороне, когда другие люди нуждаются в помощи, или же им грозит опасность.
Правильность такой точки зрения могу доказать, обратившись к рассказу Распутина «Уроки французского». Проявление гуманного отношения мы видим в учительнице Лидии Михайловне. Узнав о том, что её ученик голодает, она решается помочь ему. Лидия Михайловна играет с ним на деньги, так как это была единственная возможность помочь мальчику, попавшему в сложную ситуацию. После этих событий её увольняют. Но даже после этого случая она продолжает всячески помогать мальчику. Так автор хочет сказать, что отзывчивость и доброта учительницы спасли мальчика, помогли открыть ему новую жизнь, в котором люди помогают друг другу, поддерживают, избавляют от одиночества.
Эта же проблема раскрывается и в произведении Шолохова «Тихий Дон». Вспомним Алексея Урюпина, которого прозвали Чубатым. Он говорил, что убийство человека для него, как пустой звук. И в одной из цен он убивает австрийца, который не представлял никакой опасности. Главный герой Григорий Мелехов не смог остаться в стороне, когда рядом с ним произошло злодеяние и в порыве гнева попытался убить Чубатого. Так автор показывает, что гуманный, благородный человек не может допустить того, чтобы вокруг него происходили злые, жестокие, несопоставимыми с законами морали, поступки.
Таким образом я хочу сказать, что гуманное отношение к людям- залог счастливой и достойной жизни.