Проблема взаимосвязи языка и личных качеств человека (по Лихачеву).





Напишите сочинение по приведенному ниже тексту. Объем не менее 150 слов.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Приведите не менее двух аргументов, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Исходный текст

Самая большая ценность народа - это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения - только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком. Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит. Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа. О русском языке как о языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке -«...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!». Русский язык с самого начала оказался в счастливом положении - с момента своего существования в недрах единого восточнославянского языка, языка Древней Руси. Древнерусская народность, из которой выделились в дальнейшем русские, украинцы и белорусы, населяла огромные пространства с различными природными условиями, различным хозяйством, различным культурным наследием и различными степенями социальной продвинутости. А так как общение даже в эти древние века было очень интенсивным, то уже в силу этого разнообразия жизненных условий язык был богат - лексикой в первую очередь. Уже древнерусский язык (язык Древней Руси) приобщился к богатству других языков - в первую очередь литературного староболгарского, затем греческого (через староболгарский и в непосредственных сношениях), скандинавских, тюркских, финно-угорских, западнославянских и пр. Он не только обогатился лексически и грамматически, он стал гибким и восприимчивым как таковой. Благодаря тому что литературный язык создался из соединения староболгарского с народным разговорным, деловым, юридическим, «литературным» языком фольклора (язык фольклора тоже не просто разговорный), в нем создалось множество синонимов с их оттенками значения и эмоциональной выразительности. В языке сказались «внутренние силы» народа - его склонность к эмоциональности, разнообразие в нем характеров и типов отношения к миру. Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер (а это безусловно верно), то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив. И все это должно было отразиться в языке. Ясно, что язык не развивается один, но он обладает языковой памятью. Ему способствует существование тысячелетней литературы, письменности. А здесь такое множество жанров, типов литературного языка, разнообразие литературного опыта! Но больше всего развивает язык поэзия. От этого так значительна проза поэтов. Да, для языка нужна его история, нужно хоть чуточку понимать историю слов и выражений, знать идиоматические выражения, знать поговорки и пословицы. Должен быть фон фольклора и диалектов, фон литературы и поэзии. Язык, отторгнутый от истории народа, станет песком во рту.
(По Д.С.Лихачеву)

Сочинение

В своем тексте советский и российский филолог Дмитрий Сергеевич Лихачев поднимает проблему взаимосвязи языка и личных качеств человека.
Раскрывая проблему, автор подчеркивает важность языка, его ценность в жизни народа. Лихачев говорит о том, что язык – это показатель культуры человека, его личных качеств. «Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение…, то язык- гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры»,- утверждает автор.
Автор считает, что каждый человек должен думать о культуре своей речи, ибо речь является показателем культуры, интеллекта, воспитанности.
Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что язык отражает образ, душу, внутенний мир человека. Именно слова ярко показывают характер индивида, показывает то, какими мы являемся на самом деле.
В современном мире многие авторы пишут статьи о связи языка и культуры человека. Данная проблема волновала и великих русских писателей. Так Антон Павлович Чехов говорил: «Цветами красноречия устлан путь к любой карьере». Чехов неслучайно так рассуждал, ведь он по профессии врач. Его яркая, выразительная речь, его умение точно выражать свои мысли помогли стать классиком мировой литературы.
Для подтверждения своих слов приведу пример из литературы. В сборнике Владимира Ивановича Даля «Пословицы русского народа» собрано более тридцати тысяч пословиц, поговорок и метких слов. «Как говоришь, так и выглядишь»,- мы читали в его книге. И с этим нельзя не согласится, ведь язык отражает личные качества людей. По манере речи можно совершенно точно судить не только о культурном уровне человека, но и о его гражданской ценности.
Таким образом, я хочу сказать, что важно следить за своей речью, соблюдать культуру языка, чтобы быть достойным человеком.