Проблема самопожертвования и качеств характера человека (По В.К. Железникову).
izilearn.ru


Исходный текст

(1)Ленка стояла перед дедушкой, маленькая, худенькая, еле
сдерживая слёзы. (2)Николай Николаевич Бессольцев ждал, когда
она наберётся сил рассказать о том, что тревожит её, он понимал,
что одно неосторожно сказанное слово — и внучка замкнётся
в себе. (3)Ленка подошла к окну, выглянула в него и начала:
— (4)А мне в классе объявили бойкот.
— (5)За что? — спросил Николай Николаевич, стараясь не показывать,
насколько он взволнован услышанным.
— (6)Дедушка, однажды наш класс убежал с урока, потом
Димка рассказал об этом Маргарите Ивановне, и она наказала
нас: мы не поехали в Москву. (7)Вот сидим мы в классе, наблюдая,
как уезжает автобус без нас, и вдруг...
— (8)«А я знаю, кто предатель!» — вдруг говорит Миронова.
(9)Ну, решила я, сейчас Миронова бабахнет про Димку.
(10)Заметалась я, засуетилась, посмотрела на Димку и не узнала!
(11)Он стоял передо мной каким-то зелёным лунатиком — глаза
у него из синих стали белыми. (12)И жалкая улыбочка ползала
у него по губам. (13)Не веришь? — Ленка посмотрела на дедушку
Николая Николаевича. — (14)Думаешь, не бывает белых глаз?
(15)Но они были белыми.
(16)Тут у меня прямо сердце оборвалось! (17)Я догадалась,
что Димку перевернуло так от страха. (18)Говорят же: «На нём
лица не было от страха». (19)Так вот, на Димке и не было лица.
(20)Маргарите Ивановне-то он рассказал, как класс сбежал с урока,
тогда он перед нею был герой, а теперь испугался.
(21)А я за него ещё хотела спрятаться, но когда поняла, что
ему страшно, что он погибал на моих глазах, то я вдруг сразу
перестала бояться и почувствовала, что ничего не боюсь. (22)Взяла
его руку в свою и крепко сжала, чтобы он знал, что он в этом
мире не один, что у него есть настоящий друг, который сможет
защитить его. (23)И мне показалось, что он понял это и вроде бы
кивнул мне.
(24)Жуткая тишина сопровождала эти три минуты, это ожидание,
и все в страхе поглядывали друг на дружку, пытаясь заранее
отгадать, кто же предатель.
(25)Я посмотрела на Димку — он стоял как вкопанный.
— (26)«Димка», — в ужасе прошептала я, чтобы подтолкнуть
его.
(27)Мне хотелось заорать на него страшным голосом, ударить,
чтобы сдвинуть с места, заставить признаться раньше, чем
Миронова назовёт его имя.
(28)Тогда я опять бросилась очертя голову вперёд, чтобы помочь
ему.
— (29)«Ребята, — сказала я. — (30)Это... это...»
(31)Я уставилась на Димку, сверлила его глазами, чтобы он
понял, что ему уже пора сознаваться, что больше нет ни одной
свободной секунды. (32)Но он снова промолчал, он как будто не
понимал моих взглядов.
— (33)«Это... — я решилась сама назвать его имя, раз он не
мог, — сделал…» (34)И замолчала, хотя понимала, что для отступления
уже все дороги отрезаны. (35)Но у меня дыхание перехватило,
никак я не могла назвать Димкино имя.
(36)И вдруг я почему-то улыбнулась и сказала совсем не то,
что собиралась..
(37)«Это сделала я!..»
— (38)Ах вот в чём дело, — сказал Николай Николаевич и както
весь преобразился. (39)Значит, Ленка всю вину взяла на себя.
(40)А он, старый леший, даже не подумал об этом. (41)Кажется,
она сможет прожить свою жизнь не хуже прочих Бессольцевых,
ибо обладала теми чудесными качествами характера, которые
непременно требовали от неё участия в судьбах людей и боли
за них. (42)Открытие это, так неожиданно посетившее Николая
Николаевича, обрадовало его несказанно. (43)Он встал и весело
прошёлся по комнате, радостно напевая себе под нос, что случалось
с ним крайне редко.
— (44)Что с тобой? — не поняла Ленка.
— (45)Со мной? — Николай Николаевич вполне радостно улыбнулся.
— (46)Со мной положительно ни-че-го!.. (47)Продолжай,
пожалуйста!
(48)Я внимательно слушаю тебя.
— (49)Когда я первый раз произнесла, ну, про то, что это сделала
я, то многие не поверили своим ушам: что это, мол, она
говорит. (50)А я посмотрела на Димку, улыбнулась и повторила
громко:
— (51)«Это сделала я! (52)Понятно?.. (53)Я!»
— (54)«Бойкот предательнице!» — закричали все.
(55)Димка не смотрел на меня.
(56)А я правда не испугалась. (57)Что-то случилось со мной
новое.
(58)Сама себя не узнавала, ну, точно это была не я. (59)Димка,
кажется, даже успокоился, и это меня обрадовало, значит, я снова
помогла ему.

(По В.К. Железникову*)

* Желе6зников Владимир Карпович (1925–1915) — русский детский
писатель, кинодраматург, заслуженный деятель искусств Российской Федерации.



Сочинение

Какими чертами характера обладает человек, жертвующий собой
ради других? Эта проблема была актуальна во все времена,
и именно её ставит автор текста, детский писатель и кинодраматург
Владимир Карпович Железников.
Рассуждая о проблеме самопожертвования и качествах характера
человека, автор приводит в пример поступок Ленки, которая,
не побоявшись испортить свою репутацию в классе, взяла
вину за «предательство» на себя, чтобы помочь своему другу
Димке. В первую очередь автор обращает внимание на то, что
от совершённого поступка Ленке стало легче на душе: «Димка,
кажется, успокоился, и это меня обрадовало, значит, я снова
помогла ему». Далее автор выражает своё одобрение поведению
девочки, делая акцент на эмоциях Николая Николаевича, который
«как-то весь преобразился» и «вполне радостно улыбнулся»,
выслушав внучку.
Таким образом, автор приходит к выводу о том, что Ленка
«обладала теми чудесными качествами характера, которые непременно
требовали от неё участия в судьбах людей и боли за них».
Именно это и позволяет людям идти на самопожертвование.
Я согласен с позицией автора, потому что тоже считаю, что
только тот, кто обладает такими чертами характера, как отзывчивость,
сострадание, сочувствие, способен рискнуть собой ради
спасения другого.
К вопросу о том, какими качествами характера должен обладать
человек, способный ради других пожертвовать собой, обращались
многие писатели. Например, в романе Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание» Соня Мармеладова приносит в жертву
свою репутацию и живёт «по жёлтому билету», чтобы заработать
на хлеб своей семье. А впоследствии она отправляется на
каторгу вслед за Раскольниковым, чтобы помочь ему пробудить
в душе веру и любовь. Это говорит о том, что если человек думает
об окружающих больше, чем о себе, то он способен помогать
другим, не думая о последствиях для себя.
Эту же проблему рассматривал и Александр Исаевич
Солженицын в произведении «Матрёнин двор». Главная героиня
рассказа Матрёна всю жизнь безвозмездно помогала другим,
несмотря на тяжёлые условия жизни. Солженицын называет её
«праведником, без которого не стоит село, ни город, ни вся земля
наша». Это ещё раз подтверждает, что наличие у человека таких
важных качеств, как отзывчивость, бескорыстие и сострадание
делает возможным самопожертвование во имя общего блага.
Таким образом, сочувствие, милосердие, внимательность и сострадание
являются неотъемлемыми качествами людей, способных
безвозмездно оказывать помощь нуждающимся и идти на риск
ради благополучия окружающих. И если мы будем воспитывать
в себе именно эти черты характера, то из нашей жизни исчезнут
такие понятия, как подлость, жестокость и безразличие.

Дата добавления: 2018-09-04


• Архив готовых сочинений ЕГЭ по русскому языку

• Архив заданий ЕГЭ по русскому языку

• Архив итоговых сочинений