Проблема нравственного состояния современного общества. (текст Е.Г. Водолазкина)





Исходный текст

(1)Слово как человек: оно имеет свою историю и не всегда было таким, каким мы его знаем сейчас. (2)Слово «успех» в древности имело три основных значения. (З)Первым, и, безусловно, самым важным, было значение «польза», причём часто имелась в виду польза духовная. (4)Добрые дела творились «на успех людям». (5)Вторым значением было «движение вперёд, продвижение», например по службе. (б)Наконец, третье значение слова «успех» передавалось современным (и родственным «успеху») словом «поспешность». (7)Так, выражение «встать с успехом» обозначало не удачное, а поспешное вставание.
(8)Словари современного языка в слове «успех» выделяют по преимуществу два значения. (9)Первое определяется как «положительный результат, удачное завершение», второе — как «общественное признание». (10)Ни то ни другое значение не связано с пользой. (11)«Положительный результат» может быть достигнут и в совсем, так сказать, неположительном деле, так что с точки зрения пользы этот результат окажется самым что ни на есть отрицательным. (12)Что до «общественного признания», то в нынешних условиях оно нередко достаётся тем лицам, чьё исчезновение с экрана телевизора как раз и принесло бы несомненную общественную пользу. (13)Иногда я представляю себе вереницу наших новых «успешных» людей, выводимую из информационного поля небезызвестным человеком с флейтой...
(14)Два других древнерусских значения стоят ближе к современным толкованиям этого слова. (15)Особенно это касается «поспешности», которая нередко связана с достижением успеха в его нынешнем понимании. (16)Используя однокоренное слово, можно сформулировать это так, что успех сопровождает того, кто успел. (17)Какая уж тут духовная польза...
(18)Почему главное средневековое значение слова «успех» не сохранилось? (19)Я думаю, ответ нужно искать не в сфере языка. (20)Просто нравственная проблематика перестала быть в обществе центральной. (21)Развитие человечества в Новое время — и это имело свой исторический смысл — было связано с углублением личностного начала. (22)Всякое развитие, однако, имеет две фазы: созидательную и разрушительную. (23)Созидание персонального в человеке сделало личность тоньше, открыло новые горизонты для движения. (24)Достижение этих горизонтов и движение за них начало личность разрушать. (25)Этому человеку было предоставлено заманчивое право переходить улицу на красный свет, и гуманизм превратился в свою противоположность.
(26)Одной из составляющих процесса индивидуализации стал культ успеха. (27)Человечество разделилось на две неравноценные категории: людей успешных и успеха не достигших. (28)Никогда ещё граница между ними не была столь резкой, как сейчас. (29)По-современному понятый успех подразумевает наличие у немногих того, чего нет у большинства: если бы виллы, яхты и лимузины были доступны каждому, они, безусловно, перестали бы связываться с успехом. (ЗО)При этом общество строится так, что никто не должен выпадать из системы, питая надежду на перемены к лучшему. (31)«Вы этого достойны», — подбадривает реклама.
(32)Люди, которые не достигли «успеха», нужны, и о них заботятся, потому что неудач-ливость неудачливых обеспечивает успех успешных. (ЗЗ)Потому что неохваченные могут сбежать и примкнуть, чего доброго, к системе ценностей, основанной на идеях нравственности и пользы. (34)А этих ценностей на всех хватит, в то время как пряников, по словам незабвенного Булата Шалвовича Окуджавы, конечно же, «всегда не хватает на всех».
(По Е.Г. Водолазкину*)
★Евгений Германович. Водолазкин (род. в 1964 г.) — российский писатель и литературовед, доктор филологических наук.

Сочинение

Примерный круг проблем

1) Проблема влияния нравственной сферы на происходящие в языке процессы. (Что является причиной изменений, происходящих в языке?)
2) Проблема изменений, происходящих в языке. (Остаётся ли язык неизменным на протяжении своего существования и почему?)
3) Проблема нравственного состояния современного общества. (Каково нравственное состояние современного общества?)
4) Проблема существования в обществе культа по-современному понятого успеха. (Что представляет собой по-современному понятый успех?)
5) Проблема разделения современного общества на «успешных» и «неуспешных». (Каково основание для разделения современного общества на «успешных» и «неуспешных»? Почему для «успешных» важно существование «неуспешных»?)
6) Проблема преодоления по-современному понимаемой неуспешности. (Можно ли преодолеть по-современному понимаемую неуспешность?)


Авторская позиция

1) На происходящие в языке процессы влияет
нравственная сфера. Влияние нравственного состояния общества на язык проявляется, например, в исчезновении у слов тех значений, которые были актуальны в другие периоды, когда нравственное состояние общества было другим.
2) На протяжении своего существования язык не остаётся неизменным: слово, как и человек, имеет свою историю, оно не всегда было таким, каким мы его сейчас знаем.
3) В современном обществе нравственная проблематика уже не является центральной.
4) По-современному понятый успех подразумевает наличие у немногих того, чего нет у большинства, — определённых материальных ценностей.
5) В основе разделения современного общества на ♦ успешных» и «неуспешных» лежит владение материальными ценностями, недоступными большинству. Для «успешных» важно существование «неуспешных», потому что успех удачливых обнаруживается только на фоне неуспеха неудачливых.
6) Чтобы преодолеть по-современному понимаемую неуспешность, необходимо сменить систему ценностей, основанную на идее материального благополучия, на систему ценностей, основанную на идеях нравственности и пользы, потому что духовных ценностей всегда хватает на всех.