Проблема воспитания чувства прекрасного (по Л Л. Кассилю)





Исходный текст

(1)Как-то у нас зашёл разговор о воспитании чувства прекрасного. (2)И я получил из зала такую записку: «Разве так важно, какой вкус у человека? (3)А по-моему, лишь бы человек был хорошим и умным».

(4)Я, быть может, и не возвращался бы к такого рода вопросам, но дело в том, что записка, о которой идёт речь, была получена мною в тот самый момент, когда у нас вдруг забушевали споры: «Кто важнее — физики или лирики?» (5)И, конечно, появление этой записки было не случайным.
(6)Многие читатели, вероятно, знакомы с существом этого, как мне кажется, уже решённого самой жизнью спора. (7)Суть его необходимо сейчас напомнить. (8)Некоторая часть молодёжи, да и не только молодёжи, стала доказывать, что в наше сугубо деловое время, «в век атома», искусство уже не может играть той роли, какую оно играло в прежние времена. (9)«Ах, Бах! Ох, Блок! — иронически восклицали те, кто отдавал предпочтение физикам. — (10)Кому теперь это нужно?»


(11)Естественно, что это вызвало решительные возражения большей части нашей молодёжи, которая почти единодушно присоединилась к тому мнению, что «в межпланетном полёте космонавту будет нужна и ветка сирени». (12)Самое убедительное заключается здесь, пожалуй, в том, что именно космонавты в первую очередь подтвердили, как нужна им эта «ветка сирени», как помогали им в воспитании характера и воли, в свершении подвига и музыка, и поэзия, и хорошее произведение прозы.
(13)В этой кратковременной дискуссии, надо сказать, ничего нового не было. (14)Я помню хорошо то время, когда некоторые горячие головы были полны странного, утопического представления о будущем человечества, в котором будто бы физика и химия полностью вытеснят лирику, так как она «разнеживает душу» и уже становится ненужной.


(15)А между тем наука и искусство уже давно добрососедствуют и сотрудничают. (16)Ещё А.П. Чехов писал: «Я хочу, чтобы люди не видели войны там, где её нет. (17)3нания всегда пребывают в мире. (18)И анатомия, и изящная словесность имеют одинаково знатное происхождение, одни и те же цели, одного и того же врага».


(19)В области художественной несостоятельны все попытки заменить свободное, вдохновенное человеческое творчество действиями даже самой совершенной кибернетической машины. (20)Бесплодны, беспочвенны попытки поссорить физиков с лириками. (21)Известный учёный А. Мошковский, близко знавший великого А. Эйнштейна, писал о нём: «Скажу прямо, я был поражён, услышав, что он, великий учёный, находит источник высшего счастья вовсе не в науке».

(22)Не надо быть особенно искушённым в эстетике, чтобы понять такие простые истины, что настоящая женская красота имеет мало общего с вульгарной броскостью или смазливостью и, ещё того меньше, с личиком, где явно проступают злоупотребления по части косметики. (23)Что одухотворённый взгляд человеческих глаз («глаза — зеркало души») привлекательнее, чем бессмысленный взор даже самых очаровательных очей. (24)Что музыка мелодичная, музыка, вызывающая хорошие человеческие чувства, глубокие раздумья, приятнее уху и сердцу, чем музыка кричащая, скрипящая, дергающаяся. (25)Что строгая соразмерность всех частей здания, стройность его архитектурных форм и внутреннее удобство более отрадны и взору зрителя, и жильцам, чем нагромождение роскошных зодческих ухищрений.

(26)Человек, неспособный отличать красивое от безобразного, не увидит разницы между истинно прекрасным и поверхностно привлекательным. (27)И он не сможет по-настоящему познать в жизни многие высокие радости, которые полностью ощущает лишь тот, кто способен хорошо и сильно чувствовать, кто научился распознавать подлинную красоту.

(По Л Л. Кассилю*)

*Лев Абрамович. Кассиль (1905-1970) — русский советский писатель, сценарист, выдающийся мастер слова, один из зачинателей детской и юношеской литературы.

Сочинение

Примерный круг проблем

1. Проблема воспитания чувства прекрасного. (Нужно ли воспитывать эстетический вкус? Насколько важно умение видеть прекрасное?)
2. Проблема важности науки и искусства. (Кто важнее — физики или лирики?)
3. Проблема истинной красоты. (Как отличить истинную красоту от ложной?)


Авторская позиция

1. «Человек, неспособный отличать красивое от безобразного, не увидит разницы между истинно прекрасным и поверхностно привлекательным. И он не сможет по-настоящему познать в жизни многие высокие радости, которые полностью ощущает лишь тот, кто способен хорошо и сильно чувствовать, кто научился распознавать подлинную красоту*.
2. Большая часть молодёжи присоединилась к тому мнению, что «в межпланетном полёте космонавту будет нужна и ветка сирени». «Наука и искусство уже давно добрососедствуют и сотрудничают». «В области художественной несостоятельны все попытки заменить свободное, вдохновенное человеческое творчество действиями даже самой совершенной кибернетической машины».
3. «Настоящая женская красота имеет мало общего с вульгарной броскостью или смазливостью и, ещё того меньше, с личиком, где явно проступают злоупотребления по части косметики*. «Музыка мелодичная, музыка, вызывающая хорошие человеческие чувства, глубокие раздумья, приятнее уху и сердцу, чем музыка кричащая, скрипящая, дергающаяся». «Строгая соразмерность всех частей здания, стройность его архитектурных форм и внутреннее удобство более отрадны и взору.., чем нагромождение роскошных зодческих ухищрений».

Задания 22-26 по данному тексту