Детерминизм, фатализм и волюнтаризм при анализе общественного развития





В первую очередь, необходимо объяснить основные понятия:
1. Общественное развитие - процесс развития единого социального организма, характеризующийся необратимостью, направленностью и закономерностью.
2. Детермини́зм (от лат. determinare — ограничивать, очерчивать, определять границы, определять) — учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов, доктрина о всеобщей причинности. Согласно детерминизму, все происходящее в мире, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено либо судьбой, либо богами или Богом (учение о предопределении, теологический детерминизм), либо природой (космологический детерминизм), либо человеческой волей (антропологическо-этический детерминизм), либо развитием общества (социальный детерминизм). На этой основе определяется понимание свободы, в том числе делается вывод, согласно которому для выбора и, соответственно, личной ответственности у людей, по существу, нет места. В таком виде детерминизм может быть определён как утверждение, согласно которому имеется только одно, точно заданное возможное будущее. Детерминизм может пониматься и как фатализм. Противоположностью детерминизма является индетерминизм.
3. Фатали́зм (от лат. fátalis — определённый судьбой) — вера в предопределённость бытия; мировоззрение, в основе которого убеждённость в неизбежности событий, которые уже запечатлены наперёд и лишь «проявляются» как изначально заложенные свойства данного пространства. Научный, философский (равно как и религиозный) взгляд на закономерность бытия, его физической и метафизической составляющих, тесно взаимосвязан с категориями «закономерность» и «случайность», «объективность» и «субъективность», «Творец» и «Человек», «творческое» и «тварное», и т. д. Фатализм во всех его проявлениях есть одна из систем самоопределения человека в его отношении к целесообразности развития и смыслу бытия.
4. Волюнтари́зм (лат. voluntas — воля) — идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю, волюнтаризм противостоит рационализму (или интеллектуализму) — идеалистическим философским системам, которые считают основой сущего разум (или интеллект). Термин «волюнтаризм» был введён в конце XIX века социологом Ф. Тённисом. Однако волюнтаристские идеи в этике и в философии выдвигались и раньше А. Шопенгауэром, Ф. Ницше, А. Бергсоном. Волюнтаризм рассматривает волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у Шопенгауэра. В аллегорическом смысле волюнтаризм является своего рода борьбой личности с обстоятельствами.
Таким образом, необходимо проанализировать, каким образом повлияли на общественное развитие детерминизм, фатализм и волюнтаризм.
И так, как же эти учения могли повлиять на общественное развитие?
Принцип детерминизма в социальных науках означает признание объективного характера той связи процессов и явлений, в которой проявляется доминирующая тенденция. Причинный детерминизм исходит из того, что свобода иллюзорна, и все определяется внешними условиями.
Если говорить о культурном детерминизме, то это концепция, согласно которой явления культуры играют определяющую роль в развитии общества. Культурный детерминизм в социологии ведет свое начало от работ М. Вебера, в которых он рассматривал развитие общества в зависимости от господствующих в нем религиозных ценностей. На формирование современного культурного детерминизма оказала влияние школа культурной антропологии, представители которой (М. Мид, Л. Уайт и др.) на примере примитивных обществ пытались доказать, что их жизнь полностью обусловлена обычаями и традициями. В новейших версиях культурного детерминизма обще разделяемые символы и ценности рассматриваются как культурный код, аналогичный генетическому коду, предопределяющему программу поведения социального организма.
Среди философских вопросов, которые всегда находятся в центре внимания мыслителей, важное место занимает проблема свободы и сознательной деятельности людей. В философских концепциях рассматривается свобода воли, совести, свобода действий, определения и др. Общий смысл этой проблемы связан с ответами на вопросы: может ли быть свободным человек, можно ли считать действие человека результатом его свободного выбора, какие пути ведут к свободе, свобода абсолютна или относительна? Существует несколько вариантов решения.
Первый, заключается в том, что свобода человека отрицается. Любой поступок обусловлен некой причиной, что означает, что человек не свободно определяет действие, а только подчиняется воздействию внешних обстоятельств. Подобная аргументация ведет к фатализму, говоря о котором стоит отметить, что в объяснении исторических событий и исторического процесса в целом – фатализм явление весьма распространённое. Причиной фатализма нередко считали неспособность человека познать законы истории. Л.Н. Толстой придерживался таких оценок: «Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений (т.е. тех, разумность которых мы не понимаем). Чем более мы стараемся объяснить эти явления в истории, тем они становятся для нас разумнее и непонятнее».
Есть и иное мнение, согласно которому человек абсолютно свободное существо. Все поступки и действия, начиная с простейшего поведения и элементарной жизненной практики и заканчивая крупнейшими историческими событиями, решающими судьбы целых народов, зависят полностью от собственной воли людей. Это позиция волюнтаризма.
Понимание того, что развитие общества не является исключительным следствием внешних условий, какими бы важными они ни были, появляется в волюнтаризме. Подавляющая часть волюнтаристов стоит на субъективно-идеалистических позициях, понимая под "волей" человеческую волю. Своеобразный вариант волюнтаризма - различного рода представления о причинах социальных событий, которые можно объединить под названием конспиративистских, или конспиралогических (от лат. conspiratio -- заговор). В последние десятилетия, например, пользуется определенной популярностью теория заговора мирового правительства. Суть этих концепций заключается в том, что большинство важных событий происходит в результате решений, втайне задуманных и принятых небольшой группой людей.
Примером концепции, сложившейся под влиянием идей волюнтаризма (Ф. Ницше и А. Бергсона), является теория круговорота элит итальянского социолога В. Парето (1848--1923 гг.). Согласно этой теории, существенной чертой всех человеческих обществ является их деление на элиту и неэлиту. Элиту составляют индивиды, обладающие от рождения способностью к манипулированию массами и применению насилия. Типы правления приходят на смену друг другу в результате деградации элиты. Если элита не противодействует деградации путем обновления элиты за счет новых членов, наступает революция. Стабилизация и последующая деградация элит, их "кругооборот" являются движущей силой общественного развития и лежат в основе всех исторических событий.