ЕГЭ-2019 по обществознанию. Как писать мини-сочинение (ЭССЕ)?





КАК ПИСАТЬ МИНИ-СОЧИНЕНИЕ (ЭССЕ) НА ЕГЭ-2018 ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ?


Эссе по обществознанию может написать каждый!

Ведь это то задание ЕГЭ по обществознанию, которое принесет Вам наибольшее число баллов. Например, если всего за весь выполненный тест ЕГЭ по обществознанию 2018 года Вы можете получить 64 первичных балла, то сочинение может дать Вам 6, то есть до 10-12 баллов по шкале из 100 баллов ЕГЭ. Поэтому, если Вы готовитесь сдать ЕГЭ на высокий балл, вам не избежать этого задания.

Что такое эссе по обществознанию?

Это одно из наиболее сложных письменных заданий части 2 ЕГЭ. Это сочинение-рассуждение, в котором на альтернативной теме Вы можете показать свое знание теории обществознания и понимание социальной практики. С 2013 года на ЕГЭ формулировка эссе не претерпела существенных изменений. Обратимся к демо-версии ЕГЭ 2018:

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их).

При раскрытии обозначенной(-ых) вами основной(-ых) идеи(-й), в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов. Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов /примеров из различных источников. Каждый приводимый факт / пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

Далее, мы видим пять предложенных на выбор тем эссе, в виде высказываний, относящихся к основным социальным наукам – философии, экономики, социологии и социальной философии, политологии и правоведения.

Эссе (мини-сочинение) проверяется по четырем критериям (с 2018 года). Напомним, что все задания части 2 ЕГЭ проверяются экспертами – людьми.

Критерий 1 (К1) – Смысл высказывания раскрыт. То есть эксперт видит Ваше понимание высказанной автором мысли.

Критерий 2 (К2) – Теоретическое содержание мини-сочинения. Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы. То есть, в своем сочинении вы используете не собственные отвлеченные представления, а мыслите понятийным аппаратом, приводите термины.

Критерий 3 (К3) (НОВЫЙ с 2018 года!!!) – Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов. То есть, вы не ошибаетесь в терминах, положениях, связанных с научным обществознанием.

Критерий 4 (К4) – Качество аргументации своей точки зрения. То есть, у Вас есть (!) точка зрения по поднятой автором проблеме (вы поняли идею автора), и обосновали ее с помощью примеров из своей жизни, социальных фактов, информации СМИ, знаний из других предметов (здесь, прежде всего, помогают литература, история).

Какие проблемы возникают при написании эссе на ЕГЭ?

Их достаточно много:

1. Нехватка времени. 9 заданий части 2 сами по себе требуют времени, обдумывания. А написать сочинение, затем переписать его на чистовик – это серьезный труд. Далеко не все выпускники справляются с предложенным регламентом ЕГЭ по обществознанию в 4 часа. Как справиться с этой проблемой? Необходимо иметь в запасе несколько шаблонов написания эссе и массу примеров, применимых во многих темах.

2. Незнание теории, бытовой характер рассуждений. Для этого необходимо сформировать свой емкий понятийный аппарат. Здесь Вам поможет наш СЛОВАРЬ.

3. Нехватка примеров из общественной жизни, социальной практики. Здесь можно посоветовать регулярно, 1 раз в день просматривать новости по телевидению, в интернете.

4. Неумение построить план эссе. Для этого мы предложим Вам ряд шаблонов, применимых при подготовке к написанию эссе. Структура эссе может меняться, в задании не регламентируется количество слов, примеров. Также, изучая готовые эссе, Вы можете найти подходящий Вам план его написания.

5. Написание эссе, не имеющего отношения к заданной теме. Так может произойти, если Вы заучили готовое эссе, и хотите написать его на ЕГЭ (?). Бывают и такие случаи. Конечно, база заданий ЕГЭ может предоставить Вам шанс, и Вам может попасться уже написанная тема. Но, рассчитывать на это не стоит. Другое дело, что чем больше эссе при подготовке Вы напишете сами, тем больше планов и готовых примеров у Вас останется для применения на реальном ЕГЭ.

6. Поэтому, пишите эссе сами! Пишите 2-3 эссе неделю, показывайте их учителю, репетитору. Учитесь на своих ошибках.

7. Мы готовы помочь Вам при подготовке к эссе по обществознанию. Мы не только готовы обсудить ВАШИ готовые эссе, но и представим Вам несколько подходов к написанию эссе, планов и шаблонов.

Проверяя работы наших подписчиков, которые они присылают в топик группы по эссе, пришел к выводу, что не все еще в курсе тех достаточно жестких требований, которые предъявляет ФИПИ в демоверсии к мини-сочинению на ЕГЭ. Вот вам пример такого эссе на максимальный балл 6/6, с комментариями и разбором. Схема самая простая, примитивная и надеюсь, понятная всем...

Критика приветствуется ‼

Теперь приведем пример написания готового эссе для Вас, построим первый план!

29.3 Социология, социальная философия

«Функция выбора – основа личности» (Б.Ф. Поршнев)

Сразу выполняем первый критерий (К1). Дело в том, что если Вы не раскрываете смысл цитаты, или не обозначаете поднятую автором проблему, или делаете это неправильно, Ваше эссе просто не проверяется. За все сочинение Вы получите 0.

Пишем:

«Смысл высказывания автора я вижу в том, что возможность и умение действовать в рамках осознанной альтернативы социального поведения является главным в жизни человека».

Мы просто переформулировали мысль автора. Выбор – альтернатива (синоним), человека – личности (тоже здесь аналогичный термин).

Можно было использовать и иные шаблоны начала эссе, например: «Я поражаюсь глубине высказывания автора цитаты! Он считает, что…»…

Но, если Вы не уверенны, и письменные задания даются Вам не просто, применяйте для начала простые структуры. Далее, переходим к аргументации, она, как правило, занимает большую (до 60-70 %) часть работы.

«Предлагаю Вам рассмотреть эту мысль и конкретизировать ее»

Вы показываете, что будете аргументировать мысль.

«Во-первых, что такое личность? Это активный субъект социальных связей и отношений, обладающий собственным мировоззрением. Он деятель, труженик. Яркими личностями были Наполеон, Эйнштейн, Чарли Чаплин».

Этот план эссе – самый простой. Во-первых, во-вторых, в-третьих… Мы раскрываем определение, данное в цитате. То есть, показываем знание теории (начинаем выполнять К2). Приводим простые примеры. Понятно, что все великие персонажи истории – яркие личности. То есть, начинаем выполнять К4 – качество аргументации! Продолжаем:

«Во-вторых, выбирает человек постоянно, на протяжении всей жизни. С детства ребенок стоит пред выбором – помочь или нет, совершить добрый поступок, или остаться в стороне. В процессе социализации мы усваиваем нормы, требующие социально полезного поведения. Социологи выделяют следующие виды социальных норм — обычаев, моральные, религиозные, правовые. Все они, в той, или иной степени, влияют на выполнение нами ролевых функций, поддержание общего гармоничного развития социума, порядка в нем и правопорядка». Сохраняя структуру выбранного плана (это ценится), мы приводим абстрактный пример (из общественной жизни) – ребенок. Не забываем про терминологию – СОЦИАЛИЗАЦИЯ, НОРМЫ, ИХ ВИДЫ. Это нам поможет получить балл за К3. Переходим на конкретику – МЫ. Показываем социальный оптимизм – пишем про пользу выбора личности!

Переходим к конкретной аргументации:

«В-третьих, можно вспомнить исторический пример. Гай Юлий Цезарь, римский полководец и политик, сделал один из важнейших выборов в истории и в своей жизни. Заявив: «Жребий брошен!», он перешел через Рубикон – границу римских владений, и введя армию в Рим, захватил единоличную власть. Затем Рим стал империей и еще несколько веков диктовал свою волю всему известному миру.

С одной стороны, он нарушил давний римский закон, почти превратившийся в традицию… С другой, выбора из-за разногласий с Сенатом, политическими противниками у него не оставалось. Цезарь развязал гражданскую войну… Вспомним, что в схожей ситуации тысячу лет спустя, сыновья крестителя Руси Владимира — Борис и Глеб, не согласились с предложением напасть на братьев, также начав Гражданскую войну. На их представления о жизни влияла уже не только политическая необходимость, но и христианская мораль, требующая смирения и человеколюбия».

Мы показываем знание истории, собственную интеллектуальность (это ценится), приводим корректные примеры согласно увиденной идее, обсуждаем ее с разных позиций.

У нас есть пример из истории, но нет еще одного, возможно, из литературы. Мы ведь хотим максимального балла?

В-четвертых, обратимся к литературному наследию. Часто на выбор личности оказывают влияние, естественно, эмоции. Они затмевают голос разума, обращают нас к животным инстинктам (любовь, ненависть, жажда обладания, власти, секс). И тогда личность приходит к противоречиям с законам, моралью. Так, обрученная с Болконским героиня романа Льва Толстого «Война и мир», Наташа Ростова, увлекается Анатолем, в котором видит жажду жизни, естественное для женщины стремление к любви, в том числе, физической, материнству. А Болконский далеко… Разрыв с Болконским, в итоге, стал одной из трагедий ее жизни, но этот выбор она сделала сознательно, и сама!

Теперь завершаем. Короткий итог, который венчает любой план такого творческого задания, как эссе:

«Таким образом, каждый из нас решает, и это важнейшее качество личности. Лишенный возможности выбора, голоса человек, может потерять и право называться личностью, вернется в серую массу индивидов».

Применяем вводный оборот ТАКИМ ОБРАЗОМ. Идем от противного, касаемся другого аспекта идеи — проблемы (это ценится). Не можешь выбирать – не личность (?!). Итак, вот наше эссе:

Смысл высказывания автора я вижу в том, что возможность и умение осознанной альтернативы социального поведения является главным в жизни человека.

Во-первых, что такое личность? Это активный субъект социальных связей и отношений, обладающий собственным мировоззрением. Он деятель, труженик. Яркими личностями были Наполеон, Эйнштейн, Чарли Чаплин.

Во-вторых, выбирает человек постоянно, на протяжении всей жизни. С детства ребенок стоит пред выбором – помочь или нет, совершить добрый поступок, или остаться в стороне. В процессе социализации мы усваиваем нормы, требующие социально полезного поведения. Социологи выделяют следующие виды социальных норм — обычаев, моральные, религиозные, правовые. Все они, в той, или иной степени, влияют на выполнение нами ролевых функций, поддержание общего гармоничного развития социума, порядка в нем и правопорядка.

В-третьих, можно вспомнить исторический пример. Гай Юлий Цезарь, римский полководец и политик, сделал один из важнейших выборов в истории и в своей жизни. Заявив: «Жребий брошен!», он перешел через Рубикон – границу римских владений, и введя армию в Рим, захватил единоличную власть. Затем Рим стал империей и еще несколько веков диктовал свою волю всему известному миру.

С одной стороны, он нарушил давний римский закон, почти превратившийся в традицию… С другой, выбора из-за разногласий с Сенатом, политическими противниками у него не оставалось. Цезарь развязал гражданскую войну… Вспомним, что в схожей ситуации тысячу лет спустя, сыновья крестителя Руси Владимира — Борис и Глеб, не согласились с предложением напасть на братьев, также начав Гражданскую войну. На их представления о жизни влияла уже не только политическая необходимость, но и христианская мораль, требующая смирения и человеколюбия.

В-четвертых, обратимся к литературному наследию. Часто на выбор личности оказывают влияние, естественно, эмоции. Они затмевают голос разума, обращают нас к животным инстинктам (любовь, ненависть, жажда обладания, власти, секс). И тогда личность приходит к противоречиям с законам, моралью. Так, обрученная с Болконским героиня романа Льва Толстого «Война и мир», Наташа Ростова, увлекается Анатолем, в котором видит жажду жизни, естественное для женщины стремление к любви, в том числе, физической, материнству. А Болконский далеко… Разрыв с Болконским, в итоге, стал одной из трагедий ее жизни, но этот выбор она сделала сознательно, и сама!

Таким образом, каждый из нас решает, и это важнейшее качество личности. Лишенный возможности выбора, голоса человек, может потерять и право называться личностью, вернется в серую массу индивидов.

Какие правила написания эссе следует соблюдать?

— Точно соблюдайте критерии написания эссе, эксперт проверяет эссе именно опираясь на них. При каждой возможности показывайте, что Вы их знаете и видите!

— Не нужно длинных рассуждений! Мы написали до 20 коротких предложений. Каждая мысль – с новой строки. Это визуально увеличивает эссе.

— При каждой возможности давайте термин!

— Используйте перифраз, говорите тоже самое другими словами.

— Придерживайтесь выбранного в начале эссе плана.