Сочинение «Ещё торчит татарская стрела»





Моя малая Родина- это село Ивановка. Здесь очень много рек,холмов, полян, деревьев. Каждый день они о чём-нибудь разговаривают друг с другом. Особенно красиво здесь осенью, когда деревья убраны золотом. Репинская гора в это время усыпана листьями, как золотым ковром. Вся эта красота отражается в зеркале реки Кан, притоке великого Енисея.

«Мы все одной крови»,- говорит известный писатель. «Мы дети одной реки»,- утверждает афоризм. Мы все живем рядом, живем вместе: разные традиции, разная культура, но одинаково хотим мира, труда, счастья. Все любим свою землю, свою родину:

Я себя не мыслю без Сибири,

Без моих родных сибиряков!

Так писал Игнатий Рождественский о нашей родине. В стихах красноярских поэтов отразилась вся история родного края. И она немыслима без Енисея.

История бассейна реки Енисей начинается с глубокой древности, с каменного века. Интересно, когда же люди появились на огромной территории Сибири? Ученые – археологи нашли много сведений о первых сибиряках. В крае раскопано более 30 стоянок древнего человека. Они датируются в пределах 1 тысячи лет до н.э.

Первыми обитателями Енисейского края (так когда-то назывался наш край) были представители монголоидной расы. Ученые находили каменные статуэтки животных, изображения мамонтов и оленей. Мамонты ходили по территории нашего края. Опасным для охотника был сибирский (шерстистый) носорог.

Какие же народы населяли Сибирь до прихода русских? Много племен жило на территории края в древние времена. Из Монголии приходили племена на территорию Хакасии. Они смешивались с местными жителями. В 5-6 веке господствующим слоем были завоеватели – кыргызы, а все население среднего Енисея называли хакасами и киштымами. Кроме них были и другие. Воспоминания о разных народах и племенах осталось в чудесных легендах. Одна из них начинается так.

Глубокой древностью на берегу Енисея жило богатырское племя Саян. Это были люди, любившие труд, свободу и мир. Но было их мало. А по соседству в степях кочевали дикие жестокие племена под руководством хана. Неутомима была жажда к власти и наживе, он вооружал орды, совершал с ними набеги. Решил хан уничтожить племя Саян. И увел тогда мудрый царь Саян свой народ в горы. Так возник каменный город Саян…

Местные жители , древние хакасы», были шаманистами. Верили в духов. Приносили им жертвы. Например, бросали в огонь кусочек мяса и выливали в огонь напиток. Шаманы просили благополучия, здоровья, удачи, защиты, обильного потомства. Шаманы провожали души умерших. Народы современного севера, потомки древних сибиряков, в 19 веке еще верили, что Вселенная состоит из 3 миров (верхний, средний, нижний). Шаманисты

верили, что Солнце и Луна – живые, что на Луне живет женщина или собака. Дорогу в Нижний мир знал только шаман. Смысл шаманских действий – переговоры с духами. А достижением хакасов стала собственная письменность: на скалах, надгробных камнях, сосудах, украшениях найдены надписи. Героический эпос прославлял воинов – богатырей за ловкость и силу. История земли в твореньях красноярских поэтов живет столетия:

Рассвет застанет нашу лодку,

Где вгладь улягутся валы,

И на опасную работу

Лишь смотрит идол со скалы.

(Л.Виденеев)

В 7-8 веках нашей эры создается хакасское государство, просуществовавшее до монгольского нашествия, до 13 века. Главное занятие – полукочевое скотоводство. Первые жители Сибири – кеты, эвенки, самодийцы – занимались пушным промыслом, охотой, рыбной ловлей, оленеводством.

Много преград на пути Енисея, но своей богатырской силой он раздвинул скалы и в образовавшийся коридор называемый здесь Осиновскими Щеками, устремился дальше на север, к океану.

У народа кето об этих местах есть интересная легенда. Это было давно. Кето жили тогда на юге, в теплых краях. Но однажды на их земли нагрянули из пустыни воинственные племена - великанов-людоедов. Спасаясь от них, люди бросились в лодки, и дедушка Енисей понес их на север, далеко от родных мест. Великаны же не умели плавать. Видя, что добыча ускользает, они забежали вперед и, собрав все горы на сто верст вокруг, сложили из них такую крепкую стену, что даже Енисею не под силу было пробить её. Тогда разлился он вширь, ища прохода.

Кето плакали, а великаны радовались: теперь они могли полакомиться, ведь не могли же жить кето на воде, должны же они где-нибудь пристать к берегу. Но нашелся среди беглецов великий богатырь и шаман Альба, схватил топор, бросился рубить камень и после нескольких ударов рассёк стену

Настало время, когда атаман Ермак во главе своего казацкого войска пришел в Сибирь. Начались битвы. Об этом событии рассказывает в своей картине «Покорение Сибири Ермаком» В.И.Суриков. Картину словно делит надвое река. Это Иртыш. Удалая казацкая вольница на одном берегу. Справа под знаменем – рослые воины в шлемах, в высоких шапках. А под крутым берегом – враги. Приземистые, раскосые, они сбежали к самой воде и целятся. Чья же возьмет? Художник ответил на этот вопрос, всмотритесь вдаль: враги уже повернули спины. Охватывает чувство гордости за предков: Хан Кучум разбит:

Еще торчит татарская стрела

В стволе сосны на берегу сибирском,

Смердят непогребенные тела

Там, на яру - еще от крови скользком.

Мы голову Кучуму отсечем!-

Сказал Ермак.- Сибирь на меч подъемлю!

Он вынул меч. И боевым мечом

Ударил в Землю и разрыхлил землю.

В 1710 год появилось и наше село Ирбейское. Оно было вторым селением в долине реки Кан. Первыми село Ирбей обосновали татары. Они селились между двух рек, Каном и Ирбейчиком.

Железная дорога знаменитая

Проходит рядом: Абакан – Тайшет.

Героев здесь могила незабытая:

Война в сердцах оставила свой след.

(Людмила Пляцева)

Сибирская земля очень красивая. Великолепны леса, поля, тайга и люди, мужчины и женщины. Гордые, красивые люди. Эта красота и гордость за наши земли, за наших людей отразилась даже в названиях местных поселков, городов и рек. Местные жители, татары, тоже видели эту красоту. Часть слова ИР в названии ИРБЕЙ означает «красивый, превосходный». Другое предположение, что ИР – это «земля». С таким корнем ИР осталось много названий на территории Красноярского края: Иртыш, Иркутск, Ирбей:

И названья у них татарские:

«Ир» - красивый, а «бей» - их князь,

И Кияшка — гора змеиная -

В небо соснами вознеслась.

(Григорьева И.)

Мы живем на берегах Кана. И тоже считаем себя предками «Детей великой реки». Датой образования с.Ивановка считается 1868 год. К тем временам и относят появление русских поселенцев. Татары же селились в этих местах еще раньше. Об этом говорит и название местной речушки Тырбышка. И само село Ивановка первоначально называлось тоже Тырбыш. В основном коренные жители занимались рыбной ловлей, охотой, сбором грибов, ягод, разводили пчел.

У нас в Ивановке много хороших и добрых людей, которые готовы прийти на помощь. Жить здесь, рядом с Енисеем, хорошо. Мы любим нашу Родину. Как говорит пословица, « Человек без Родины, что птица без гнезда».