Электронное обучение в школе
Понятие электронного обучения в школе дает ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании». Согласно этой норме, под ним понимается организация образовательной деятельности с применением информационных технологий, а также информации из Интернета и баз данных. Если говорить простым языком, то это обучение с применением электронных средств. В англоязычных источниках это называют e-learning. Частью электронного является дистанционное обучение, которое подразумевает опосредованное взаимодействие преподавателя и обучающихся (то есть учебу на расстоянии).
Применение электронного обучения в школе
В российских школах электронное обучение внедряется достаточно давно, а с 2021 года это даже нашло отражение в законодательстве — соответствующие нормы были включены в Федеральный закон «Об образовании». Также этот вопрос регламентирует Письмо Минпросвещения России от 29.03.2023 N 04-ПГ-МП-9680 «О применении электронного обучения в образовательной организации».
Законодательство не обязывает школы применять электронное обучение, однако оно дает им право делать это. В соответствии со ст. 28 закона «Об образовании» образовательная организация обладает автономией и свободна в выборе технологий для передачи знаний ученикам. Это дает ей право использовать любые средства.
Если школа решила использовать электронное обучение, она должна обеспечить нормальное функционирование электронной информационно-образовательной среды, которая включает:
- информационные технологии;
- технические средства;
- электронные информационные ресурсы;
- электронные образовательные ресурсы;
- государственные информационные системы.
Если говорить простым языком, образовательное учреждение должно обеспечить материально-техническую базу — например, оборудовать каждый класс интерактивной доской, установить на каждом рабочем месте учителя компьютер с программой для видеоконференцсвязи и доступом в Интернет.
ВНИМАНИЕ! На практике в том или ином виде электронное обучение применяется во всех российских школах. Это обусловлено тем, что оно обеспечивает более эффективное усвоение знаний обучающимися и облегчает работу педагога.
Виды электронного обучения
В школе применяется несколько видов электронного обучения:
- Видеоматериалы. Наиболее простой вариант. Представляют собой информационные ролики с учебной информацией. Как правило, представляют собой короткие видеоролики. Могут содержать анимацию, голосовую озвучку, музыку и звуковые эффекты.
- Мультимедийные презентации. В данном случае информация подается без видео, но с изображениями и инфографикой. Презентация — один из самых гибких способов передачи знаний в электронном обучении, ведь преподаватель может подготовить ее сам, определив самостоятельно информацию, длительность и мультимедийную составляющую.
- Мультимедийные тесты. При использовании этого типа электронного обучения ученики отвечают на поставленные перед ними вопросы, выбираю правильный вариант из нескольких предложенных. Сам вопрос может сопровождаться изображениями, инфографикой, видео, другими мультимедийными материалами.
- Диалоговые тренажеры. Ученикам предлагается фраза, на которую они должны ответить. Этот вид электронного обучения часто применяется при изучении иностранных языков и повышении культуры речи.
- Тренажёры Drag-and-Drop. Это обучение с элементами игры. Его суть в том, что ученик должен перетащить что-то куда-то. Тренажёры Drag-and-Drop способствуют лучшему запоминанию информации.
Ещё одна разновидность электронного обучения — симуляторы. По сути, они представляют собой видеоигры, моделирующие определенные ситуации или в игровой форме преподносящие какую-либо информацию обучающимся.
Нужно понимать, что электронное обучение не ограничивается перечисленными способами. Преподаватель может внедрять другие, если это не противоречит программе и отвечает интересам обучения.
Плюсы и минусы электронного обучение
Электронное обучение в школе имеет ряд преимуществ по сравнению с обычным. Вот они:
- Больший уровень вовлечённости. Электронное обучение подразумевает применение наглядных форм подачи информации: графики, видеоматериалы, интерактивные материалы, аудиообъяснения, тренажёры. Всё это не позволяет ученику отвлекаться и поддерживает у него интерес к учебному процессу на протяжении всего занятия.
- Больший объём знаний. Интернет и специализированные базы данных содержат гораздо больше информации, чем печатный учебник. Благодаря этому объем знаний, которые получают ученики, значительно увеличивается.
- Наличие практической составляющей. Хотя в обычном обучении она тоже присутствует, в электронном она более разнообразна и позволяет отработать больше задач, что в конечном счёте приводит к более эффективному усвоению материала.
- Свободный доступ к материалу. Ученики в рамках самостоятельной работы получают свободный доступ к обучающим материалам из баз данных, Интернета и могут использовать их без участия преподавателя, а также без специальной литературы.
Если говорить о дистанционном обучении, то его главные достоинства — это гибкость, персонализация и экономия времени. Ученики сами выбирают график занятий и не тратят время на дорогу к школе. При для конкретного ребенка необходимости может быть скорректирована программа.
Электронное обучение имеет и минусы:
- Необходимость технических навыков. Для того, чтобы учиться с использованием электронных средств, нужно уметь пользоваться компьютером. Конечно. У большинства современных детей с этим нет проблем, но некоторые ученики все-таки испытывают трудности.
- Ограничения в области практики. Некоторые практические занятия в школе возможны только при использовании классического подхода. Речь идет о лабораторных работах по биологии, химии, физике.
ВНИМАНИЕ! В случае с дистанционным электронным обучением добавляется ещё один минус — недостаток живого общения со сверстниками и преподавателем. Взаимодействие с помощью социальных сетей, видеоконференция и мессенджеров не может его компенсировать. Эта проблема особенно актуальна для экстравертов.
Где еще применяется электронное обучение
Школа — не единственное место, где применяется электронное обучение. Оно распространено в частных и государственных компаниях, где корпоративная библиотека знаний стала настолько обширной, что передать их традиционными средствами стало трудно.
Электронное обучение позволяет быстро обучить новых сотрудников. Наиболее эффективны в этом плане тренажёры Drag-and-Drop и симуляторы. Для навыков, сложных в освоении, могут использоваться тренажёры виртуальной реальности (примеры: управление самолетом, ремонт железнодорожных путей, обслуживание высокотехнологичных устройств).
Кроме того, электронное обучение используют для проверки знаний, квалификации работников и формирования единой базы знаний компании, из которой каждый может быстро получить информацию, необходимую для работы. Это делает процессы, связанные с подготовкой кадров, проще, быстрее и дешевле.