Тест и теория по теме:
«Экономика. Тест по обществознанию по курсу Экономики»
ЕГЭ 2025 | Обществознание
1. Часть экономики, охватывающая экономические процессы в масштабах национального или мирового хозяйства в целом, — это
1) производственная сфера
2) непроизводственная сфера
3) микроэкономика
4) макроэкономика
2. Чем занимается экономика как наука?
1) является экономикой домоводства
2) является технической наукой
3) является наукой об отношениях, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления
4) является наукой об управлении предприятиями
3. Имущество, способное приносить доход, — это
1) труд
2) талант
3) капитал
4) предпринимательские способности
4. Какой из источников дохода наиболее распространён среди участников современной экономики?
1) прибыль
2) заработная плата
3) рента
4) процент
5. Структурные элементы экономической системы — это
1) производительные силы
2) экономические отношения
3) механизмы хозяйствования
4) все вышеперечисленное
6. Какая из названных характеристик не относится к традиционной экономической системе?
1) разделение материальных благ базируется на традициях и обычаях
2) замкнутость, изолированность от внешнего мира
3) самообеспечение ресурсами, т. е. натуральное хозяйство
4) высокая монополизация экономики со стороны государства
7. Какая из названных характеристик свойственна командно-административной экономической системе?
1) отсутствует самостоятельность товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции
2) экономическая роль человека определяется наследственностью
3) свободный рынок сочетается в ней с государственным влиянием на рыночные отношения
4) государство играет роль организатора, но не оказывает значительного влияния на экономику
8. Система, для которой характерны экономическая свобода производителей и регулирующая роль государства, называется
1) традиционной
2) командно-административной
3) рыночной
4) смешанной
Нажмите чтобы просмотреть ответы на тестовые вопросы▼
1 — 4. 2 — 3. 3 — 3. 4 — 2. 5 — 4. 6 — 4. 7 — 1. 8 — 4
Теоретический материал
ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА
С момента своего появления на Земле человек, чтобы выжить, вынужден был активно действовать, приспосабливаясь к условиям окружающей среды. Люди должны были есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой. Однако они не могли получить все это в готовом виде — имеющиеся природные ресурсы нужно было преобразовать и приспособить к удовлетворению своих потребностей. Иначе говоря, чтобы достичь жизненно важных целей, нужно было в среде своего обитания, которую древние греки называли ойкос, действовать в определённом порядке — номос. Такая деятельность получила название "экономика", т. е. умение вести хозяйство. Её суть заключалась во взаимодействии хозяйствующих субъектов с целью более эффективного использования ресурсов окружающей среды для удовлетворения разнообразных потребностей.
Важно разграничивать такие понятия, как теоретическая экономическая наука и практическая экономика.
Практическая экономика — это система хозяйственной деятельности и прочих отношений в рамках производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ.
Теоретическая экономическая наука — это наука, которая исследует механизмы обращения материальных и нематериальных благ и на основании выявленных закономерностей формулирует экономические законы.
Целью экономической науки является поиск оптимальных способов перенаправления ресурсов с целью удовлетворения потребностей общества.
Чтобы достичь этой цели, изучаются экономические связи и воздействия, которые, собственно, и обеспечивают оборот товаров и услуг. При этом акцент в экономической науке, так или иначе, делается на функциональном соотношении процессов, а не на теоретических вкладках.
Для экономической науки можно выделить ряд функций, которые, как правило, реализуются в комплексе: одна из функций влечёт за собой другую, другая — третью и т. д. Функции экономической науки:
• методологическая;
• образовательная;
• познавательная;
• практическая (прагматическая).
• идеологическая. Представление об идеологии в экономической теории связано с рядом пока не разрешенных вопросов. Некоторые исследователи, к примеру, говорят об экономической теории как о способе защиты того или иного класса. В этом смысле мы можем говорить о трёх течениях в содержании идеологической функции:
1) буржуазное течение (А. Смит, Дж. М. Кейнс);
2) пролетарское течение (Маркс, Энгельс Ленин);
3) мелкобуржуазное течение (П. Ж. Прудон, М. Бакунин).
Под экономическим законом понимается устойчивая причинно-следственная связь между экономическими процессами, проявляющаяся как объективная необходимость.
Экономические законы определяют лишь основную линию развития, а отнюдь не фатальную неизбежность свершения того или иного события. Наличие экономической закономерности только позволяет говорить о том, что при соблюдении определённых условий с высокой степенью вероятности можно ожидать, что экономические процессы будут протекать именно таким образом.
Достоверность и точность результатов экономического анализа будут зависеть от уровня, для которого проводится исследование. Ведь то, что является истинным для отдельных элементов или части множества, далеко не всегда верно для множества в целом. Отдельный фермер стремится повысить урожай, чтобы получить больший доход. Но когда это сделают все фермеры, предложение продукта увеличится, цены упадут, и доход, как суммарный, так и каждого фермера, сократится. Следовательно, закономерности экономического поведения на уровне хозяйства в целом (макроэкономика) и на уровне его отдельных элементов (микроэкономика) различны.
Макроэкономика изучает закономерности экономики в целом и её крупных подразделений. Сложные экономические явления и объекты рассматриваются здесь совокупно в виде целых единиц. Поэтому макроэкономика оперирует такими понятиями, как совокупный продукт, совокупный доход, общий уровень цен и т. п., в первую очередь исследуя взаимосвязи между ними. Образно говоря, она изучает лес, а не отдельные деревья.
Микроэкономика исследует отдельные экономические единицы и особенности их индивидуального поведения. Здесь анализируется деятельность отдельной фирмы, домашнего хозяйства и т. п., выявляются мотивы поведения этих экономических субъектов.
Проблемы, с которыми сталкивается экономическая наука, порождали различные способы их решения. В зависимости от выбора тех или иных подходов формировались различные школы, предлагавшие своё понимание хода экономического развития и свои методы решения экономических задач.
Первой школой, которая попыталась построить теорию общественной системы, базирующуюся исключительно на экономике, были меркантилисты (от итал. mercante — купец). Цель этой системы они видели в обогащении государства и населения. А поскольку наиболее очевидным воплощением богатства являлись благородные металлы, главная задача ими виделась в том, чтобы общество имело в изобилии золото и серебро. Основным способом решения этой задачи должна была стать активная внешняя торговля, которой бы покровительствовало государство своей экономической политикой.
Более глубокий анализ функционирования экономической системы был предпринят классической школой. Её представители исходили из того, что в экономике существует некий естественный порядок, стихийно устанавливаемый с неотвратимостью законов природы независимо от воли и желания экономических субъектов. Этот порядок наилучшим образом обеспечивает достижение общественного и личного благосостояния, при том что вмешательство в экономические процессы регулирующего начала (государства) должно быть сведено к минимуму.
Механизмом реализации естественного порядка является взаимодействие интересов хозяйствующих субъектов. Каждый индивид преследует свой личный интерес, но при столкновении этого интереса с интересами других индивидов происходит их взаимное приспособление, и экономические действия направляются в русло оптимальных решений, даже если первоначально такие цели никто перед собой не ставил.
Такой механизм действует лишь в обществе, где каждый занимает своё особое место в системе разделения труда и для удовлетворения разнообразных потребностей нуждается в тесных экономических связях с другими субъектами. Системой таких связей становится товарный обмен. Выдающиеся представители классической школы — А. Смит, Д. Риккардо, Ж.-Б. Сэй — сформулировали важнейшие принципы функционирования рыночной экономической системы и обосновали её способность обеспечить равновесие и торжество естественного порядка.
Столь оптимистичный взгляд разделялся далеко не всеми, что породило критику важнейших постулатов классической школы. Так, английский экономист Т. Мальтус выразил сомнение в способности рыночной системы автоматически, т. е. без регулирующего вмешательства, достигать экономического равновесия. Он же обратил внимание на ряд противоречий, с которыми связана эта система, в связи с чем в ней могут возникать кризисные ситуации.
Классическая школа подверглась критике также за чрезмерную абстрактность и универсализм своих теоретических построений, нежелание учитывать исторические, национальные и другие особенности развития отдельных стран и регионов. Критику классиков с этих позиций вела историческая школа, возникшая в Германии в первой половине XIX ст. Она сосредоточила внимание на изучении исторической эволюции различных социальных институтов, считая, что их подробное описание даст возможность понять, как трансформируется экономическая система в зависимости от специфики исторического развития и национальных особенностей той или иной страны. Это направление стало предшественником одного из современных течений в экономической науке — институционализма, которое исследует взаимодействие экономических и неэкономических факторов общественного развития в процессе их исторической эволюции.
Другое направление критики классической школы исходило из того, что экономическая система, предлагаемая ею в качестве идеальной, порождает потрясающее неравенство, в частности дифференциацию общества на богатых и бедных. Причина этого виделась в индивидуализации интересов на основе частной собственности и в их столкновении в процессе конкуренции, разоряющей одних и обогащающей других. Если же сделать собственность общей, а труд коллективным, то будет устранена основная причина, порождающая неравенство и появится возможность согласовывать действия и регулировать экономические процессы в интересах как общества в целом, так и каждого его члена в отдельности. В этом заключалась суть социалистической идеи. Вначале она оформилась в виде проектов идеального общества, предлагавшихся представителями утопического социализма, а затем под неё была подведена научная база в виде марксизма. Согласно экономическому учению К. Маркса, производительные силы в ходе своего развития приобретают всё более общественный характер и могут быть эффективно использованы лишь в случае коллективных форм организации труда и производства. Отсюда возникает противоречие между общественным характером труда и частной формой присвоения результатов производства. Следствием такого противоречия становятся экономические и социальные конфликты, неизбежно ведущие к социальной революции. Её победа откроет путь к социалистическому способу организации производства и распределения.
Критика классической школы с различных позиций существенно осложнила ситуацию в экономической науке. Срочно потребовалась общая теория, которая смогла бы объяснить характер происходящих в экономике процессов и дать полезные рекомендации хозяйственной практике.
Реакцией на эту потребность стало появление в конце XIX ст. неоклассического направления в экономической науке. Сохранив некоторые основополагающие принципы традиционного подхода, оно с существенно иных позиций рассматривало особенности функционирования экономической системы. В отличие от «старых классиков*, основу обмени-ваемости товаров представители этого направления видели не в издержках производства, а в оценках (через рыночные спрос и предложение) потребителями и производителями полезности покупаемых и продаваемых благ. Они сконцентрировали внимание на анализе поведения отдельных хозяйствующих субъектов, решающих задачу выбора из нескольких вариантов наиболее оптимального. Тем самым они перевели проблему достижения экономического равновесия на микроуровень. Считалось, что если отдельными хозяйствующими единицами будет найдено оптимальное решение, то сбалансированность в масштабах всего хозяйства будет обеспечена автоматически.
В действительности ситуация оказалась значительно сложнее. При переходе на макроуровень возникали проблемы, которые на микроуровне не могли проявиться. Это привело к появлению нового направления в экономической науке, которое поставило под сомнение не только метод анализа, но и сами принципы классического подхода. У истоков этого течения стоял английский экономист Д. М. Кейнс. Он утверждал, что в силу ряда причин экономическая система постоянно сталкивается с недостаточностью совокупного спроса и для поддержания равновесия нуждается в регулировании со стороны государства. Начиная с середины 30-х годов XX в. кейнсианское направление заняло ведущее положение в экономической науке и снабжало государственные экономические институты практическими рекомендациями.
В конце XX в. обнаружилось, что и кейнсианство не стало панацеей для лечения болезней экономической системы. Его рекомендации не избавили экономику ни от кризисов, ни от массовой безработицы, ни от инфляционных потрясений. Это способствовало возрождению классических представлений о функционировании экономической системы.
Знакомство с основными вехами развития экономической науки показывает, насколько это сложный и противоречивый процесс, отражающий сложность и противоречивость самого объекта изучения — экономической жизни общества. Ни одна из многочисленных теорий, школ, течений, каковы бы ни были их заслуги, не смогла корректно описать экономическую жизнь общества во всей её полноте и объёме, но каждая из них вносит свой вклад в познание экономических закономерностей и лишь совместными усилиями они могут приблизиться к истине.
ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА И ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ
Для осуществления производства необходимо объединение ресурсов природы, человека и техники. Основные группы ресурсов называются факторами производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности). Под производством следует понимать процесс создания продукта. В отдельную группу выделяют новый вид ресурсов — информацию.
Помимо перечисленных факторов производства большую роль в экономике играют такие факторы, как общая культура, наука, социальные факторы, состояние нравственности, правовая культура.
Труд представляет собой совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ.
Капитал включает в себя изготовленные человеком средства производства. Это станки и оборудование, производственные здания, сооружения, транспортные средства, линии электропередач, вычислительная техника, добытое сырьё и полуфабрикаты.
Факторные доходы. В условиях рыночной экономики все перечисленные выше экономические ресурсы свободно покупаются, продаются и приносят своим владельцам особый факторный доход: заработная плата (труд); рента (земля); процент (капитал); прибыль (предпринимательская способность).
Заработная плата — материальное вознаграждение за труд (стоимость труда).
Рента — доход, регулярно получаемый владельцем от использования земли, имущества, капитала, не требующий от получателя осуществления предпринимательской деятельности, затрат и дополнительных усилий.
Доход на капитал называется процентом.
Капитал как средство производства (физический капитал) следует отличать от финансового капитала, представляющего собой денежные средства, используемые для организации производства.
Прибыль — это финансовый результат предпринимательской деятельности, доход, остающийся после вычета из выручки всех производственных и торговых затрат.
Важнейшим производственным ресурсом являются способности человека к предпринимательству.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Экономическая жизнь общества имеет чётко выраженную направленность. Экономика не просто функционирует в рамках заданных параметров, а развивается, т. е. в ней происходят разнообразные изменения, в конечном итоге ведущие к совершенствованию её механизма. Иначе говоря, экономическое развитие в целом совершается прогрессивно.
С указанными изменениями связано представление об этапах, которые проходит общество в ходе исторического процесса. Выделение этих этапов важно как для понимания целей и задач, решаемых экономикой в соответствующие им исторические периоды, так и для формирования представлений о перспективах развития.
Деление на этапы предполагает наличие критериев, согласно которым оно производится. Рассмотрим наиболее распространённые подходы.
В формационном подходе этапы выделяют в соответствии с изменениями типа производственных отношений, прежде всего, отношений собственности на средства производства. Исходя из этого критерия, полагают, что в ходе исторического процесса друг друга последовательно сменяют пять общественно-экономических формаций, в которых достигнутому уровню производительных сил соответствуют определённый тип собственности и система социальных институтов. Это следующие формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Важной особенностью формационного подхода является представление о революционном характере смены одной формации другой.
Цивилизационный подход предполагает более широкий спектр характеристик каждого этапа и преимущественно эволюционную форму перехода от одного к другому. Всё многообразие хозяйственных и социальных форм, встречающихся в истории, можно разделить на три основных типа цивилизационого развития: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный. При этом в рамках каждого из них могут существовать различные сочетания форм собственности и вариантов социальной организации.
Общественная жизнь имеет множество составляющих, среди которых экономическая является хотя и важным, но лишь одним из элементов. Если же рассматривать экономическую жизнь общества относительно самостоятельно, то она выступает как некая целостность, т. е. совокупность взаимосвязанных компонентов, обособленная от внешней среды и развивающаяся согласно собственным закономерностям. Это позволяет характеризовать экономику как систему.
Экономическая система представляет собой особый тип отношений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими альтернативный выбор оптимального варианта использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения потребностей индивидов и общества. В зависимости от этого выбора и способов реализации данной цели различают следующие типы экономических систем.
Традиционные системы
Они характерные главным образом для примитивных цивилизаций, базируются на авторитете управляющего органа и незыблемости сложившихся правил поведения и способов решения хозяйственных задач. На основе этих правил и способов экономические субъекты обеспечивают наилучший в данных условиях режим воспроизводства.
Особенностью данных систем является, во-первых, замкнутый, закрытый характер. Они сориентированы на самообеспечение, и всё производимое в рамках этой экономической структуры здесь же и потребляется. Во-вторых, они чрезвычайно консервативны и очень настороженно воспринимают всякого рода нововведения, поскольку любая инновация связана с риском нарушения сложившегося равновесия и даже может угрожать самому существованию системы.
Когда достигнутый уровень производства позволяет выйти за рамки потребления всего произведённого продукта внутри самой системы и появляется какой-то его излишек (прибавочный продукт), возникает проблема рационального использования ресурсов с целью увеличения этого излишка, так как он существенно повышает и потребительские, и производственные возможности общества. Одним из способов решения этой задачи является сосредоточение распоряжения ресурсами и созданным продуктом в одном управляющем центре.
Центрально-управляемые (командные) системы
Эти системы основываются на иерархической подчинённости лишённых хозяйственной самостоятельности субъектов, которые лишь исполняют приказы и указания управляющих органов. Распоряжение ресурсами осуществляется из единого центра, распределяющего их между исполнителями, которые обладают ограниченной ответственностью чисто административного типа. Ведущим мотивом деятельности в таких системах является страх наказания за невыполнение приказов, исполнение которых контролируется специальными органами, входящими в ту же иерархию. Созданной продукцией также распоряжается центральный орган, распределяющий её в соответствии с выбранным им принципом.
Такие системы на первый взгляд кажутся достаточно рациональными и удобными, поскольку могут заранее определить круг потребностей и выделить для их удовлетворения необходимые ресурсы. В действительности, хотя командные системы и способны решать некоторые экономические задачи, особенно в экстремальных ситуациях, они довольно скоро сталкиваются с рядом существенных препятствий, ограничивающих их возможности.
Прежде всего, управляющий центр должен располагать исчерпывающей информацией о потребностях и ресурсах. Если в небольших хозяйственных структурах (отдельное хозяйство, предприятие) это ещё как-то возможно, то в масштабах страны собрать и обработать такую информацию просто нереально. У центра нет ни физических, ни финансовых возможностей безошибочно согласовать потребности и ресурсы. Исполнители получают задание либо в значительной степени не обеспеченное ресурсами, либо не соответствующее потребностям.
Положение усугубляется ещё и тем, что в больших системах нет прямого контакта между управляющим центром и исполнителями: информация передаётся через промежуточные звенья. Чем больше таких посредников, тем выше риск искажения информации по принципу «испорченного телефона*. Поскольку же благополучие каждого промежуточного управленческого звена зависит от точности выполнения указаний сверху, оно становится заинтересованным в умышленном искажении информации в случае, если реальная ситуация не соответствует полученному заданию. Отсюда — широко распространённая в командных системах практика приписок, обманов, искажений отчётности.
Другим существенным пороком управляемых из центра систем является отсутствие заинтересованности в эффективном труде у непосредственных производителей. Поскольку они лишь выполняют полученные задания, то не заинтересованы в поисках наиболее эффективного варианта их решений. Если кому-то удалось получить тот же результат с меньшими затратами ресурсов, ничего, кроме лишних хлопот, это ему не принесёт. Его доля в распределении останется той же, так как она не зависит от качества выполненной работы. Сэкономленные ресурсы самостоятельно использовать производитель тоже не может, нужно получить распоряжение сверху. Поэтому выгоднее любыми путями потратить все выделенные ресурсы, чтобы в дальнейшем не «срезали* фонды, скрыть обнаружившиеся резервы, поскольку не известно, какое задание тебе дадут в следующий раз.
Очевидно, что такая система неэффективна и нацелена в основном на ресурсопоглощение. Она может существовать лишь до тех пор, пока имеются свободные ресурсы, которые можно распределять и перераспределять, то есть пока не достигнут предел производственных возможностей. Однако как только этот предел будет достигнут, наступает кризис системы. Тогда, если ей не удаётся найти новые ресурсные возможности, она разрушается и заменяется другой, более эффективной. Такова судьба многих центрально-управляемых систем: государственного хозяйства Египта эпохи Птолемеев, рабовладельческой латифундии, феодального поместья, плановой экономики социалистических стран.
Рыночные экономические системы
Предполагают наличие самостоятельных экономических единиц, ни от кого не зависящих при принятии ответственных хозяйственных решений и взаимодействующих друг с другом на основе соглашения (договора). Ареной, на которой осуществляются эти соглашения, является рынок.
Преимущественной формой экономической связи в таких системах является координация, т. е. согласование действий равноправных партнёров одного уровня. Сделка возможна только в том случае, если интересы партнёров совпали, а их действия были скоординированы (свидетельством чему является заключённое ими соглашение).
Ведущим мотивом экономической деятельности выступает личный интерес, который заставляет каждого искать наиболее эффективный из возможных вариантов выбора. Поэтому рыночные системы являются наименее затратными и характеризуются наименьшим расходом ресурсов на производство единицы продукции. В условиях ограниченности ресурсов это крайне важное свойство, обеспечивающее таким системам выживаемость и приспособляемость к резко меняющимся экономическим условиям.
Важную роль в договорно-рыночных системах играет необходимость соблюдения правовых норм, регулирующих складывающиеся отношения и обеспечивающих выполнение достигнутых соглашений. Для этого главные «правила игры* оформляют в виде законов. Основная масса граждан в странах рыночной экономики уважает закон и следует его предписаниям не потому, что они чрезвычайно законопослушны, а потому, что нарушение закона невыгодно, противоречит личным интересам. Граждане понимают, что лишь взаимное согласие подчиняться принятым законодательным актам обеспечит в стране порядок и возможность стабильного хозяйствования
Рыночные системы, хотя и обладают высокой эффективностью, тоже не лишены определённых недостатков. Рынок не всегда в должной мере может учесть общественные потребности, стимулировать деятельность, выгода от которой не очевидна в краткосрочном периоде, например развитие фундаментальных научных исследований. Поэтому описанные модели экономических систем не существуют в чистом виде. Каждая система в большей или меньшей степени использует элементы других систем. Так, командные экономики обычно достраиваются элементами рынка и в них часто имеют место торговля, денежное обращение, кредит и другие рыночные инструменты. В то же время и рыночные системы не могут обходиться без применения (конечно, в определённых рамках) административных методов, прямого распределения и регулирования ресурсов. И та, и другая системы используют также элементы традиционных структур: обычаи, религиозные и культурные ценности. В этом смысле все современные экономики — смешанные. Вопрос лишь в том, какие формы являются преобладающими, базовыми. Они и определяют тип экономической системы.