Тест и теория по теме:
«Понятие истины, ее критерии. Мышление и деятельность»
ЕГЭ 2025 | Обществознание
То, что удостоверяет истину и позволяет отличить её от заблуждения, — это
1) абсолютность истины
2) относительность истины
3) критерий истины
4) гипотеза
2. Утверждение, которое не соответствует истине, но которое высказано осознанно, называется
1) ошибкой
2) ложью
3) заблуждением
4) суждением
3. Уклонение от истины, принимаемое нами за истинное суждение, называется
1) обманом
2) ложью
3) заблуждением
4) суждением
4. Что является объективной материальной формой мышления?
1) ощущения
2) восприятия
3) представления
4) язык
5. Рабочий разбирает неисправный двигатель, пытаясь определить причину неисправности. Какой характер носят его размышления?
1) наглядно-действенный
2) наглядно-образный
3) словесно-логический
4) интуитивный
6. На уроке физкультуры учитель показывает, как надо выполнять упражнения на турнике и спортивных брусьях. Субъектом этой деятельности
является(-ются)
1) спортивный зал, где проводятся занятия
2) учитель
3) турник и спортивные брусья
4) ученики
7. Артист выступает на сцене театра. Объектом этой деятельности является(-ются)
1) музыкальные инструменты
2) концертная одежда
3) публика в зале
4) художественные декорации
8. Какой вид деятельности характеризует выражение «ломать — не строить»?
1) практическую
2) духовную
3) созидательную
4) разрушительную
9. К какому виду следует отнести деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее?
1) учебной
2) игровой
3) творческой
4) внутренней
Нажмите чтобы просмотреть ответы на тестовые вопросы▼
1 — 3. 2 — 2. 3 — 3. 4 — 4. 5 — 1. 6 — 2. 7 — 3. 8 — 4. 9 — 3.
Теоретический материал
Понятие истины, ее критерии
Понятие истины принадлежит к сфере философии, хотя само слово «истина» может использоваться в разных смыслах и различных контекстах:
• как противоположность лжи;
• как то, что верно, подлинно, справедливо;
• как правда;
• как знание и др.
Можно также сказать, что истина является категорией, которая в основном используется в философии, религии и научном познании.
В различных философских направлениях и школах неоднократно предпринимались попытки сформулировать своё понимание истины. К примеру, истина рассматривается как:
• соответствие мыслей действительности;
• то, что подтверждается опытным путём;
• результат согласования различных знаний;
• позитивные знания (т. е. дающие полезный эффект при их использовании).
По-разному трактуют истину и различные религиозные учения. В дхармических религиях (индуизм, джайнизм, буддизм) под истиной понимается Знание, которое ведёт к спасению. Это Знание содержится в словах Учителя или приобретается на пути преодоления иллюзий окружающего мира. Авраамические религии (иудаизм, христианство, ислам) определяют истину как Бога или как спасительный Закон, который дан людям через пророков. Например, христиане верят, что в образе Христа Бог непосредственно явил людям Истину.
В научном познании истина выступает, во-первых, как цель, а во-вторых, как ценность, обеспечивающая саму возможность соответствия научного знания объективной реальности.
Постижение истины представляет собой достаточно сложный процесс, который включает: определение источника знания; ступени, уровни, формы и методы познания, а также соотношения между ними; особенности содержания знания, его отношение к действительности и способы проверки. Этот процесс начинается практическим взаимодействием с реальностью, продолжается формированием теоретических представлений и завершается практическим подтверждением полученных результатов. Таким образом, в процессе научного познания истины преодолевается путь от практики к пониманию и от понимания к практике.
Классическое определение истины дал выдающийся античный мыслитель Аристотель, который рассматривал её как соответствие наших знаний действительности. Это определение было столь абстрактным, что его придерживалось большинство философов. Различались их взгляды лишь в вопросах о характере отражаемой реальности и механизме соответствия.
Специфика современного понимания истины состоит, во-первых, в том, что действительность, отражённая в истине, трактуется как объективная реальность, которая существует независимо от нашего сознания и сущность которой проявляется через явление; во-вторых, познание и истина как его результат рассматриваются в неразрывной связи с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой.
Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон.
По своему содержанию истина определяется как объективная. Объективная истина — это адекватное отражение объекта познающим его субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне человеческого сознания. Однако представить истину вне сознания без помощи самого сознания невозможно, следовательно, истина не только объективна, но и субъективна. Субъективная истина — это отражение объективной истины в индивидуальном или общественном сознании. Наличие у истины субъективной стороны не приводит к появлению множества истин, но способствует возникновению различных точек зрения даже по поводу одного и того же предмета. А это порождает проблему заблуждений.
Заблуждение представляет собой знания, неадекватно отражающие действительность, но ошибочно принимаемые за истину. Оно обусловлено неумышленным искажением информации об окружающем мире в представлениях субъекта. В отличие от неумышленного заблуждения, ложь — это намеренное искажение действительности.
Итак, в процессе познания субъект приобретает новые знания, которые приближают его к объективной истине. Однако продуктом такого процесса является не только истина, но и заблуждение. Таким образом, познание осуществляется через единство и борьбу противоположностей — истины и заблуждения. При этом необходимо учитывать такое важное свойство истины, как конкретность.
Конкретность истины — это зависимость знаний от различных связей и взаимодействий, а также от условий существования объекта в момент его отражения субъектом.
Истинное знание всегда конкретно, то есть имеет привязку к определённому месту, времени и другим соответствующим условиям. Когда происходят какие-либо изменения условий, истинное знание может перейти в разряд заблуждений или неверных знаний. Поэтому при усвоении знания всегда следует учитывать возможность его трансформаций. Они могут быть связаны, например, с появлением новых данных об объекте в связи с расширением познавательных возможностей субъекта и другими изменениями.
При познании субъектом объекта в конкретных условиях его существования истина выступает в относительном и абсолютном виде. Относительность истины объясняется тем, что мир объективной действительности не может быть познан сразу и в полной мере.
Относительная истина — это истина, отражающая уровень имеющегося знания о природе явлений на данный момент времени.
Она отражает знание лишь о части предмета, о некоторых его свойствах. С развитием способов познания относительная истина может перейти в разряд заблуждений или стать абсолютной истиной.
Абсолютная истина — это такое содержание знаний, которое адекватно отражает действительность и не будет опровергнуто в ходе дальнейшего развития познания и практики.
В зависимости от характера отражаемого объекта, видов воспринимаемой реальности и степени полноты сведений об объекте выделяют различные формы истины, в частности обыденную, научную, художественную, моральную, предметную, экзистенциальную, относительную и абсолютную.
Философия не даёт однозначного ответа на вопрос о том, как отличить истину от заблуждения или лжи. Однако человечество выработало множество частных критериев, помогающих в таком различения. Главным из них считается практика, т. е. целенаправленная предметная деятельность по преобразованию действительности.
Другие критерии истины, которые должны рассматриваться в единстве и взаимодействии:
• рациональная обоснованность, т. е. правильность логических построений, доказательность;
• направленность на отражение сущности и закономерностей существования объекта;
• системная организация знания, упорядоченность теоретических представлений;
• подтверждение фактами;
• подтверждение экспериментальными данными;
• согласованность с общепризнанными научными теориями;
• корректность и точность понятийного аппарата. Также к критериям истины следует отнести продуктивные критерии: ясность, очевидность, красоту, гармоничность, стройность, простоту построения концепции, убедительность выдвинутых положений. Наряду с ними могут выступать и непродуктивные (используемые во вненаучных методах познания): авторитет, вера, традиционность и др.
МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Мышление и деятельность являются двумя особыми способами взаимодействия человека с миром.
Мышление — это активный процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся опосредованным и обобщённым воссозданием действительности в сознании человека.
Мышление нацелено на установление причинно-следственных связей, существующих в природе и обществе, а также на открытие законов (т. е. существенных, устойчивых, повторяющихся связей) и закономерностей, которым в той или иной степени подчиняются процессы и явления окружающего мира. Опираясь на сформулированные законы и установленные связи, человек может эффективно осуществлять дальнейший процесс познания и оптимально преобразовывать действительность.
Основными мыслительными процессами считаются:
• сравнение — операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация;
• анализ — операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением;
• синтез — операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из заданных частей. Синтез обычно осуществляется вместе с анализом;
• абстрагирование — операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Результатом абстрагирования становится формирование понятий;
• обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Физиологической основой мышления является функционирование коры головного мозга. Оно осуществляется при участии второй сигнальной системы (речи) с обязательной опорой на первую сигнальную систему (ощущения, восприятия, представления). Мышление формируется на основе практической деятельности людей и базируется на информации, получаемой человеком посредством его органов чувств и с помощью различных приборов.
Существует несколько подходов к классификации типов мышления. Их разделяют в зависимости от следующих критериев:
• степень развёрнутости решаемых задач — дискурсивное (умозаключающее) и интуитивное;
• характер решаемых задач — теоретическое и практическое;
• содержание решаемых задач — наглядно-действенное (опирается на непосредственное восприятие предметов), наглядно-образное (связано с представлениями и образами), словесно-логическое (логические операции с понятиями).
Отличительным признаком мышления является формирование человеком нового (по крайней мере, для данного индивида) знания. Мышление неразрывно связано с речью.
Деятельность — это способ отношения людей к окружающему миру, заключающийся в преобразовании его сообразно выбранным целям. Ей присущ сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер. Деятельность людей развёртывается в различных сферах жизни общества, при этом её направленность, содержание и средства бесконечно разнообразны.
Современные концепции деятельности основываются на системном подходе к рассмотрению взаимодействия субъекта деятельности со своей средой (объектом). Так, в соответствии с концепцией, предложенной выдающимся отечественным психологом А. Н. Леонтьевым, деятельность представляет собой иерархически организованную систему. Выделяют следующие уровни её организации: верхний — уровень особенных видов деятельности, средние — уровни действий и операций, нижний — уровень психофизиологических функций.
В структуре деятельности выделяются:
• субъект — человек, осуществляющий деятельность;
• объект — то, на что прямо направлена деятельность (предмет, процесс, внутреннее состояние человека, социальные отношения и т. п.);
• средства — то, с помощью чего осуществляется деятельность;
• мотив — то, что движет человеком в его деятельности (потребности, интересы, идеалы,
эмоции и т. п.);
• цель — представляемый в уме субъекта результат, который планируется достичь в этой
деятельности.
Результатом деятельности является достижение (или недостижение) цели.
Основным элементом деятельности является действие, под которым подразумевается только сознательно совершаемое действие. Разделение процесса деятельности на отдельные действия основано на том, что результат выполнения каждого такого действия может выступать лишь как условие достижения конечной цели этого процесса. Российский исследователь Л. Д. Столяренко определяет действия как «относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточной цели, подчинённой общему замыслу*.
Конкретный способ осуществления какого-либо действия определяется набором и последовательностью необходимых для этого операций. Как правило, операции слабо осознаются человеком, т. к. обычно сводятся к автоматическим навыкам. Важно отметить, что для деятельности определяющим фактором является потребность (конечный мотив), для действия — цель, для операции — условие.
Выделяют цели, продукты, средства и условия как деятельности в целом, так и отдельных её действий и операций. Под целью деятельности понимается представление субъекта о желаемом результате деятельности, например образ того продукта, который удовлетворит соответствующую его потребность. Продукт деятельности представляет собой её конечный результат (который может быть использован как непосредственно, так и в качестве средства или условия для другой деятельности).
Средства деятельности образуют те объекты, которыми субъект может непосредственно оперировать в ходе достижения цели. В широком смысле под ними понимают все объекты, используемые для получения конечного результата этой деятельности.
К условиям деятельности относится всё то, что влияет на содержание, эффективность и другие её характеристики.
Результатами деятельности являются изменения как во внешнем мире, так и в самом человеке (то есть в его знаниях, мотивах и др.).
Выделяют следующие основные формы деятельности: труд, игра, учение, общение.
В зависимости от используемых критериев различают такие виды деятельности:
• материальная и духовная;
• индивидуальная и коллективная;
• репродуктивная и творческая;
• законная и незаконная;
• моральная и аморальная;
• прогрессивная и регрессивная;
• экономическая, социальная, политическая и др.