Тест и теория по теме:
«Формы и разновидности культуры»
ЕГЭ 2025 | Обществознание
1. Под культурой в наиболее общем смысле понимается
1) уровень образования
2) вся преобразовательная деятельность человека
3) производство и применение орудий труда
4) отражение окружающей действительности в художественных образах
2. Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Культура — это высокий уровень образования человека, обладание большим объёмом знаний.
Б. Стать культурным человек может только благодаря факту рождения.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
3. Что из перечисленного относится к элементам материальной культуры?
1) общественное мнение
2) предметы ремёсел
3) музыкальные произведения
4) научные концепции
4. Система норм и ценностей, отличающих группу от остального общества, называется
1) массовой культурой
2) национальным самосознанием
3) национальным менталитетом
4) субкультурой
5. Популярные компьютерные игры являются продуктом культуры
1) элитарной
2) массовой
3) экранной
4) национальной
Нажмите чтобы просмотреть ответы на тестовые вопросы▼
1 — 2. 2 — 4. 3 — 2. 4 — 4. 5 — 3.
Теоретический материал
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ
Культура (лат. cultura — «возделывание, земледелие, воспитание, почитание») — это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в ходе исторического развития общества. Культура является предметом изучения дисциплины «культурология».
В настоящее время термин «культура» чаще всего употребляется в следующих значениях:
• культура как определённая сфера жизни общества, получившая институциональный статус (министерства культуры с разветвлённым аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов в области культуры, театры, музеи, дома культуры, клубы и т. п.);
• культура как совокупность духовных ценностей и норм, присущих определённой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, культура молодёжи и др.);
• культура как выражение высокого уровня развития духовных качеств («культурный человек» в значении «воспитанный»).
Как видим, понятие «культура» многозначно. Его невозможно определить двумя-тремя фразами. Известный отечественный культуролог П. С. Гуревич писал, что «...культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. Каждый исследователь обращает внимание на одну из её сторон. Кроме того, культуру изучают не только культурологи, но и философы, социологи, историки, антропологи... Конечно же, каждый из них подходит к изучению культуры со своими методами и способами».
Неудивительно, что в настоящее время насчитывается более 500 определений понятия «культура». В качестве примера приведём одно из них, предложенное в 1871 г. английским этнографом Эдуардом Тейлором (1832—1917) и ставшее классическим: «культура — это комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества».
Современные исследователи Е. А. Подольская, В. Д. Лихвар и Д. Е. Погорелый в своём учебнике культурологии приводят такое определение: культура — это «совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также система исторически сложившихся знаний, идей и социальных норм, отражающих активную деятельность людей и направленных на урегулирование общественных отношений».
Культура представляет собой многофункциональную систему, причём все её функции социальны. Прежде всего следует отметить функцию социализации и адаптации, т. е. культура способствует, во-первых, эффективному усвоению всеми членами общества принятых в нём ценностей и норм поведения, во-вторых, приспособлению человека к условиям его существования.
Следующей по значимости является познавательная (гносеологическая) функция, сущность которой заключается в том, что благодаря культуре человек получает множество разнообразных знаний об окружающем мире.
Ценностная (аксиологическая) функция выражает ценностные приоритеты, определяет общественные идеалы.
Большое значение имеет информационно-коммуникативная функция культуры, которая заключается в сохранении и передаче во времени и пространстве социально значимой информации и способствует повышению в обществе уровня взаимопонимания.
Сущность нормативной (регулятивной) функции культуры состоит в формулировании и регулировании норм поведения, в соответствии с которыми формируется образ жизни людей, складываются их ценностные ориентации и модели поведения.
Интегративная функция культуры способствует объединению социальных групп, народов, государств благодаря наличию единых для данной культуры убеждений, ценностей и идеалов.
Типология культур основана на использовании различных критериев, в частности:
• связь с религией (по этому критерию культуры подразделяются на религиозные и светские);
• региональная принадлежность (например, культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская и др.);
• национально-этнические особенности (русская, французская и др.);
• принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального и постиндустриального общества);
• сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.);
• связь с территорией (сельская и городская культу-
ра);
• специализация (обыденная и специализированная культура).
Материальная культура — сфера материальнопрактической деятельности человека, выраженная в объектно-предметной форме и включающая в себя культуру производства, быта, физического бытия человека.
Духовная культура — область интеллектуальной деятельности человечества, охватывающая различные стороны духовной и общественной жизни. Продуктами духовного производства являются идеи, понятия, представления, научные гипотезы, теории, художественные образы, сюжеты художественных произведений, моральные нормы и правовые законы, политические взгляды и программы, религиозные воззрения и пр.
В современном обществе культура существует в следующих основных формах:
• высокая, или элитарная культура;
• народная культура;
• массовая культура.
Наряду с общей, доминирующей культурой нередко формируются разнообразные субкультуры (лат. subcultura —подкультура), носителями которых выступают представители отдельных социальных, профессиональных, возрастных, этнических и других групп. От доминирующей культуры субкультура может отличаться собственной системой ценностей, знаковой системой, манерой поведения, одеждой, языковыми особенностями и т. д. При этом субкультура не является в полном смысле культурой, во-первых, потому что её носители представляют собой лишь ограниченную часть общества, а во-вторых — потому что охватывает только отдельные явления, относящиеся к сфере культуры.
Особое распространение в последние полвека субкультуры получают в молодёжной среде (хиппи, готы, трешеры, эмо, ролевики и др.). Также широкую популярность имеет «блатная» субкультура (контркультура, субкультура преступного мира).
Особенности основных форм культуры
Таким образом, культура представляет собой сложную систему, основой функционирования которой является многогранная человеческая деятельность.